Интересное

Топ-лоты аукциона Phillips: Женевский часовой аукцион XVII века

век

Топ-лоты аукциона Phillips: Женевский часовой аукцион XVII века

[ad_1]

На протяжении последних семи лет Phillips является первым портом назначения для аукционов классических наручных часов. Этот успех, несомненно, можно отнести на счёт работы Аурела Бакса, чьи каталоги уже задавали стандарты во времена его работы в Christie’s. Ни один другой человек не оказал большего влияния на рынок за последние 15 лет. Тематический аукцион ‘Daytona Lesson One’ в ноябре 2013 года стал такой же важной вехой, как и легендарный аукцион коллекции Мондани, проведённый Освальдо Патрицци и Antiquorum в мае 2006 года.

Невероятная атмосфера в аукционном зале, который был заполнен до отказа во время аукциона Daytona, повторилась на ‘Женевском часовом аукционе I’, который Бакс реализовал для Phillips в мае 2015 года, и много раз после этого. Помимо нескольких других мировых рекордов, установленных Phillips с тех пор, именно Бакс пустил с молотка собственные часы Пола Ньюмана за фантастические $17,4 млн в Нью-Йорке в декабре 2017 года.

“Пол Ньюман” Daytona с письмом от дочери Нелл Ньюман

Постоянный процент продаж, близкий к 100 процентам, в сочетании с самыми высокими ценами на молотке привел к тому, что владельцы привлекательных лотов стараются сначала выставить их на продажу в Phillips. Таким образом, человек оказывается в ситуации выбора. Поэтому каталоги Phillips являются курируемыми, а не просто коллекцией консигнаций.

Но берегись, на аукционах тоже есть нечто, напоминающее сьюты для хайроллеров в Лас-Вегасе. Лот 69 привлёк моё внимание потому, что друг-коллекционер и дилер отправил его на ‘Geneva Watch Auction III’, где в мае 2016 года он был продан за 185 000 швейцарских франков (нетто). Автоматическая модель Patek Philippe Model 2526 с чрезвычайно редким чёрным эмалевым циферблатом в текущем каталоге по-прежнему оценивается в 100-200 000 швейцарских франков. Так что если молоток упадёт в нижний диапазон, то нынешний продавец рискует потерять 85 000 швейцарских франков плюс каталожная премия на тот момент.

Сегодня Patek Philippe и Rolex предстают как надежные столпы швейцарского часового Олимпа. Для Patek это не всегда было так. Слишком долго компания почивала на лаврах сверхсложных карманных часов, поставляемых богатым американским клиентам, таким как Джеймс У. Паккард или Генри Грейвс. С другой стороны, рост рынка наручных часов не воспринимался достаточно серьёзно. Когда в 1929 году с наступлением мирового экономического кризиса вечеринка закончилась, компания осталась ни с чем.

Во время кризиса в 1933 году семья Штерн набралась смелости и дальновидности, чтобы взять бренд Patek Philippe под свой контроль и сделать необходимые инвестиции, чтобы занять на рынке наручных часов то же место, которое он долгое время занимал на рынке карманных часов. В своей основе Patek – это всегда совершенное (художественное) мастерство и успешная миниатюризация усложнений.

ЛОТЫ 103 И 206

Через восемь лет после поглощения Stern компания Patek выпустила в 1941 году модель reference 1518 (лот 103) – первый серийный наручный хронограф с вечным календарем и лунной фазой. Чтобы понять, насколько он опережал конкурентов, стоит сравнить его с моделью Audemars Piguet лот 206. Audemars – одна из немногих марок, упоминаемых на одном дыхании с Patek. Audemars из лота 206 – это тоже хронограф. Вместо вечного календаря с фазой луны эти часы имеют только годовой календарь с фазой луны, и при этом они были выпущены всего через два года после появления Patek Ref. 1518. Визуально Patek тоже с окошками даты (‘a. Guichet‘) выглядит аккуратнее, чем Audemars.

Лот 103: Patek Philippe Ref. 1518, эстимейт €408 000 – 816 000.
Лот 206:
Audemars Piguet Ref. Photo reference 831, эстимейт €153 000 – 306 000.

Модель 1518 стала отправной точкой для доминирования Patek в сегменте сложных наручных часов, которое продолжается и по сей день. Безусловно, именно поэтому память о ней бережно хранится в виде всё новых и новых поколений моделей (ср. лоты 10-13, 55). Хорошее эссе на эту тему можно найти в онлайн-каталоге Phillips.


ЛОТ 23

Топ-лотом предстоящего аукциона также является хронограф Patek Philippe с вечным календарем и лунной фазой с референсом 2499, выпущенный в 1953 году. Для любителей винтажных наручных часов Patek вряд ли может быть что-то лучше.

Модель reference 1518 была сначала дополнена, а затем заменена моделью 2499 (лоты 23, 140 и 207) в 1950 году. Модель 2499 имела тот же механизм, что и дебютная модель, но смогла поразить многих своим превосходным внешним видом. Новый корпус обладает более сильным присутствием с более современной эстетикой, а циферблат стал ещё аккуратнее, чем у предшественника.

В случае с лотом 23 всё сходится воедино: эксклюзивность изделия, предназначенного для немногих во все времена, популярность модели второго поколения, где круглые кнопки вместе со штриховыми индексами циферблата создают вневременной дизайн, – и, конечно же, корпус из розового золота. Известно, что существует всего восемь экземпляров.

Состояние часов, как и у многих ценных винтажных часов Patek, судя по всему, практически идеальное. Часы Patek Philippe всегда были дорогими покупками, и это, естественно, повышает вероятность того, что за ними хорошо ухаживали. Кроме того, Patek всегда охотно ухаживал за винтажными часами. Ателье мануфактуры уделяют реставрации столько же внимания, сколько и производству новых часов.

Циферблаты же, как правило, выглядят так, словно они подверглись какой-то косметической обработке. Это ещё одна причина, по которой они так важны для оценки винтажных часов. Особенностью винтажных циферблатов Patek является их эмалированная графика. Обычные циферблаты печатаются методом тампонной печати. Когда циферблаты, напечатанные таким способом, чистят, графика часто теряется полностью или частично. Это приводит к перепечаткам, которые впоследствии значительно ухудшают ценность всех часов.

Эмалированная графика Pateks, напротив, переживает даже серебряную ванну практически без повреждений. Оригинальные символы сияют новым великолепием. Знатоки любят рассматривать ударение над “Genève”, чтобы судить о том, был ли циферблат Patek отреставрирован или нет.

Лот 23: Patek Philippe Ref. 2499, эстимейт €1 530 000 – 3 050 000.


ЛОТ 145

Вторым, стратегически важным направлением развития наручных часов Patek стали вечные календари без хронографов. Эти часы базировались на собственных калибрах, которые также были разработаны в ходе переориентации под руководством семьи Штерн. Сначала это были калибры с ручным заводом, а затем, с 1962 года, механизмы с автоматическим заводом.

Среди коллекционеров автоматические вечные календари с центральным ротором от Patek часто называют ‘Padellone’ (сковородка) – прозвище, позаимствованное у модели Rolex 8171. Эти часы также были часами с автоматическим календарем и лунной фазой, но тоже только годовым календарем.

Общим у обоих часов является то, что их корпуса очень хрупкие по отношению к ушкам. Если их неправильно отполировать, то они теряют свою симметрию, что сильно влияет на их стоимость. Следовательно, особенно ценны часы, в которых маленькие угловатые ушки и клейма под ними не повреждены. Лот 145, согласно каталогу, является таким примером и происходит из небольшой серии, выпущенной в белом золоте в начале 1970-х годов. Вишенкой на торте является ранний “циферблат Sigma” с инверсным кольцом даты.

Лот 145: Patek Philippe Ref. 3448, эстимейт €508 000 – 1 020 000.


См. также лот 120 Ref. 3450 с индикацией високосного года

Лот 120: Patek Philippe Ref. 3450, эстимейт €122 000-245 000.


ЛОТ 7

Удивительно, но Patek Philippe представил первый собственный механизм хронографа для наручных часов только в 2010 году. До этого времени использовались базовые механизмы от Valjoux, а позже Lemania. Появление калибра 29-535 PS стало сенсацией. Быстро становится понятно, почему, когда ты смотришь на красоту механизма. Модель 5170 стала первым простым хронографом Patek с мануфактурным механизмом и ретро-графикой циферблата. Модель была снята с производства в 2019 году, и редкие экземпляры в платиновом корпусе, как этот, никогда не потеряют своей ценности, если их купить по правильной цене. Каждый хотел бы иметь такие часы в своём сейфе.

Лот 7: Patek Philippe Ref. 5170P-010, est. €71 200 – 142 000


ЛОТ 202

Последний Patek, о котором я хочу упомянуть, – это модель Nautilus в лоте 202. Безусловно, для Patek Philippe является источником дискомфорта тот факт, что сегодня многие поклонники ассоциируют название марки в первую очередь с Nautilus , и предпочел бы иметь модель из стали. Как мы все знаем, в 5711 был снят с производства в прошлом году, поэтому энтузиастам придётся довольствоваться теми экземплярами, которые выпущены до сих пор. Лимитированные бирюзовые циферблаты Tiffany и оливково-зелёные циферблаты последнего выпуска буквально заставили рынок закипеть. Теперь дым рассеялся, и на рынке появились Nautilus , будет продолжать существовать и в будущем, имея ссылку 5811. Таким образом, a 5711 в платине предлагает высочайший уровень эксклюзивности. В сочетании с полностью синим циферблатом Лот 202 сочетает в себе непринуждённую элегантность с идеально выполненной недосказанностью – если Patek вообще может быть “недосказанным”!

Лот 202: Patek Philippe Ref. 5711/1P-001, эстимейт €255 000 – 509 000.

Разумеется, поклонники Rolex тоже получили свою порцию. Я насчитал не менее 21 Daytonas (более 10% от всех партий). Соотношение сместилось в пользу автоматических моделей. Особенно в этом случае верно то, что для попадания в каталог необходимо предложить нечто особенное. Что касается моделей в драгоценном металле, то за последние 30 лет было предложено множество различных вариаций циферблата. Ключ к счастью коллекционеров лежит в распознавании того, какие из них особенно красивы и редки.


ЛОТЫ 102 И 117

Определенно ценными в наше время являются варианты с драгоценными камнями (например, лоты 102 и 117). Однако так было не всегда. Во времена ручного завода Daytonas, часы Rolex с бриллиантами круглой огранки и золотыми браслетами во многих местах рассматривались как признак чрезмерной потребности в престиже или даже как значки гильдий, к которым человек не хотел принадлежать. В этом отношении мир изменился, не в последнюю очередь благодаря росту благосостояния в Азии и Восточной Европе.

Лот 102: Rolex Ref. 6270, эстимейт €1 220 000 – 2 450 000.
Лот 117: Rolex Ref. 116595RBOW ‘Rainbow Bezel’, est. €204 000 – 408 000

Именно тот факт, что таких часов мало. Daytonas с ручным заводом и драгоценными камнями, что делает их такими ценными сегодня. Правдивый анекдот гласит, что аукционист Стефан Мусер (доктор Кротт) получил в подарок Rolex , референс 6270, до сих пор неношеные и в оригинальной коробке, потому что владелец никогда не хотел их носить. Эта сдержанность окупилась в прошлом году: лот стоил почти 2,1 миллиона евро. Даже после вычета премии за молоток осталась неплохая сумма!

Аналог ‘Paul Newman’ в автоматическом исполнении Daytonas это “плавающий циферблат” (лоты 116, 118 и 154). Разница со стандартной версией, однако, гораздо меньше, чем в случае с ‘Paul Newmans’. Тем, кто всё же готов согласиться на большую доплату, следует обязательно выяснить, является ли этот циферблат “фарфоровым”. Из-за толстого слоя прозрачного лака такие циферблаты имеют гораздо большее сияние, чем те, которые перед печатью просто покрыли лаком.

Лот 116: Rolex Ref. 16528, эстимейт €81 500 – 163 000.
Лот 118: Rolex Ref. 16520, эстимейт 71 300 – 143 000 евро.


ЛОТ 144

Ценный автомат Daytona можно найти в лоте 144: стальные часы с чёрным циферблатом и дополнительной надписью ‘Tiffany’. Часы сохранили наклейку на задней крышке и поставляются с документами Tiffany. Индивидуализированные циферблаты добавляют ценности в любом случае. Название “Tiffany” ещё больше усиливает эксклюзивность, особенно на часах Rolex 1987 года. Сотрудничество между двумя домами закончилось спустя некоторое время. Таким образом, эти часы являются одними из последних “могикан” – да ещё и с “плавающим циферблатом” серии R!

Лот 144: Rolex Ref. 16520, эстимейт €81 500 – 163 000.


ЛОТ 201

Интересный Daytona с ручным заводом – это лот 201. Когда в 1963 году он был представлен, Rolex ещё не называл хронограф ‘Daytona‘. Они впервые переработали название легендарного референса 6062, окрестив его ‘Cosmograph’. Возможно, причина была в том, что за год до этого Дж. Ф. Кеннеди объявил о своем намерении полететь на Луну.

Однако затем было решено, что модель также должна быть посвящена и автоспорту. 1960-е годы стали расцветом гонок спортивных автомобилей. Некоторые говорят, что сначала часы должны были называться ‘Le Mans’, в честь знаменитой 24-часовой гонки в Сарте. Однако было решено отдать предпочтение американскому аналогу “Daytona”, возможно, потому, что уже в 1964 году было очевидно, что Кэрол Шелби принесет титул чемпиона мира по спортивным автомобилям в США на своих Ford GT, но, возможно, и потому, что было осознано, что американский рынок обладает большим потенциалом.

Лот 201 – это Daytona reference 6239 1966 года выпуска. Через три года после её появления решение уже давно было принято в пользу Daytona , и циферблаты печатались соответствующим образом. Представленный здесь лот с серийным номером около 1,4 миллиона не несет на себе Daytona оттиск, хотя он стал стандартным для серийных номеров свыше 1 миллиона. Обозначение ‘T Swiss T’ доказывает, что циферблат был изготовлен в 1964 году или позже. Судя по всему, часы были проданы в Швейцарии. Кроме того, регистры на фото кажутся мне довольно крупными, так что этот лот – действительно нечто особенное.

Лот 201: Rolex Ref. 6239, эстимейт 50 900 – 102 000 евро.


Кроме того, Daytonas, есть ещё несколько интересных часов Rolex, которыми можно полюбоваться. Ещё до появления модели, добившейся окончательного успеха, Rolex более 20 лет выпускал хронографы в корпусе ‘Oyster’. До середины 1950-х годов были доступны вариации из стали, желтого и розового золота. Эти часы с корпусами, состоящими из двух частей, в которых безель и carrure образуют единое целое, вряд ли отвечают сегодняшней потребности в присутствии на запястье. Ситуация изменилась с появлением модели 6234, которая и сегодня хорошо воспринимается благодаря своему трёхкомпонентному дизайну. Однако этот референс выпускался только в стали и желтом золоте.


ЛОТ 20

Таким образом, лот 20 с референсом 6232 является единственным известным мне классическим хронографом Rolex с трёхкомпонентным корпусом из розового золота. Кроме того, он отличается от стандартной модели 6234 отсутствием часового регистра в положении “6 часов”. За многие годы, что я занимаюсь этой темой, я держал в руках только двое таких часов. Хотя на фотографиях корпус напоминает корпус модели 6234, это совершенно отдельная конструкция. Я уже с нетерпением жду возможности осмотреть эти часы утром 13 мая в отеле La Reserve.

Лот 20: Rolex Ref. 6232, эстимейт €153 000 – 305 000.


ЛОТ 25

Ещё один интересный Rolex – лот 25, Milgauss reference 6541 1958 года. Модели Milgauss выпускались гораздо реже, чем GMT‘s or Подводники. Временами модель даже прекращали выпускать совсем, прежде чем возродить в 2007 году. Поэтому сегодня можно найти лишь несколько ранних образцов. Особенно редко можно встретить часы с оригинальными компонентами в хорошем состоянии. Однако в случае с лотом № 25 это именно так, что делает его ценным антиквариатом, что и отражается на его высокой оценке. Даже инкрустация безеля, которая является весьма уязвимой, прекрасно сохранилась, а “вафельный” железный циферблат не имеет видимых признаков окисления. Чистые и симметрично изломанные края боковых стенок корпуса также прекрасно выглядят. К часам также прилагается документация и оригинальная коробка.

Лот 25: Rolex Ref. 6541, эстимейт €509 000-1 020 000.


В компании Phillips не всегда легко найти лоты, подходящие для коллекционеров-любителей. Вероятно, они осознали это и всегда включают в лот предметы, которые не относятся к категории роскоши, но заслуживают внимания из-за своей эстетики и/или мастерства исполнения. В качестве примера в прошлом можно привести часы фирмы Ming или Habring (лот 30).


В нынешнем каталоге лот 146 поражает меня как очень желательный. Это Lange, поэтому они находятся в одной лиге с лучшими швейцарскими часовыми марками. Несмотря на то что это часы “time only”, то есть без дополнительных усложнений, их дизайн отличается большой элегантностью. Корпус из белого золота прекрасно гармонирует с коричневым циферблатом цвета “терра”, а диаметр 38,5 мм не выглядит слишком вычурным. Добавь к этому тот факт, что это лимитированная серия, выпущенная в честь повторного открытия бутика Lange в Токио в 2016 году. Автоматический механизм имеет запас хода 3 дня и выполнен в обычном безупречном стиле Lange, включая выгравированный свободной рукой балансовый петух из никелированного серебра.

Лот 146: A. Lange & Söhne Ref. 380.044, эстимейт 12 200-18 300 евро.


ЛОТ 32

Лот 32 – это тоже часы “time only”, но без автоматического механизма. Оценка в диапазоне от 250 до 500 000 швейцарских франков уже говорит о том, что это особенный экземпляр. Филипс был важным популяризатором независимых часовых мастеров из Haute Horlogerie и вывел на аукцион множество замечательных часов таких марок, как F.P. Journe, Daniel Roth или De Bethune.

Лот 32 – это ‘Philippe Dufour’ и, таким образом, носит имя одного из основателей независимого движения. Новым часовым маркам трудно развивать независимый профиль, так как принципиально новые изобретения в области точности и усложнения трудно представить. Однако Филипп Дюфур всё же привлёк к себе внимание в 1992 году, представив первые наручные часы с ‘Grande et Petite Sonnerie’..

С тех пор он завоевал репутацию производителя, который делает свои часы с ещё большей тщательностью, чем Patek Philippe (если это вообще возможно). В результате даже часы без усложнений становятся желанными предметами коллекционирования. Мастер, похоже, является клише, , работающий уединенно в Валле-де-Жу.

Лот 32: Филипп Дюфур, €254 000 – 509 000


ЛОТ 128

Последние часы, о которых я хочу упомянуть, – это лот 128. Жан Клод Бивер легко может считаться аналогом американского банкира Джейми Даймонда в часовом мире. Всё, к чему он прикасался в прошлом, казалось, превращалось в золото. Именно он стоял за удивительным возрождением Blancpain в то время, когда механические часы не вызывали особого интереса. Он также был тем, кто сделал Hublot актуальным, выпустив массивные спортивные часы для аудитории, готовой выложить большие деньги за ограниченные серии, которые к тому же были очень узнаваемы.

Теперь он решил увенчать дело своей жизни часами, носящими его собственное имя. Таким образом, он также прокладывает путь для следующего поколения, сделав своего сына партнёром в этом предприятии.

Сами часы блещут очень сложным механизмом, использованием инновационных материалов и высоким качеством исполнения. Кроме того, это прототип, и сочетание материалов в нем уникально. На сайте Pièce Unique имеет поразительный механизм с трёхтональным объявлением четверти часа (“Carillon”) в сочетании с турбийоном. Циферблат выполнен из обсидиана – камнеподобного материала вулканического происхождения. Он изогнут, отполирован и вырезан в виде невероятно тонкой детали размером 0,6 мм. Все детали механизма отделаны с обеих сторон.

Оценка не производится даже по запросу, поэтому лот точно не разочарует!

Лот 128: Biver – прототип, эст. по запросу.


Фотографии © phillips.com

[ad_2]

Добавить комментарий