Интересное

Новые часы Rolex Escapement: Прощание с рычагом

Новые часы Rolex Escapement: Прощание с рычагом


В механизме новой модели часов Land-Dweller от Rolex представлен новый спуск, который заслуживает пристального внимания. Каковы его ключевые особенности – и какие ограничения, присущие швейцарскому рычажному спуску, он призван преодолеть?


Понимание спуска


Спуск в механических часах крайне важен: без него главная пружина заставила бы зубчатую передачу и стрелки раскручиваться с бешеной скоростью – и через несколько секунд все остановилось бы. Вместе с балансовым колесом спуск регулирует работу зубчатой передачи, обеспечивая точный отсчет времени.

Сегодня швейцарский рычажный спуск используется в 99 процентах всех механических часов. В 2015 году компания Rolex представила спуск Chronergy, который повысил эффективность швейцарского рычажного механизма на 15 процентов благодаря облегченной конструкции и оптимизированной геометрии. Теперь Rolex представил новый спуск, который идет гораздо дальше. Он работает без традиционного рычага, вместо него используются два спусковых колеса, и напоминает механизм Breguet. естественный спуск.

Чтобы понять сильные и слабые стороны различных типов спусков, необходимо рассмотреть их более подробно.

Новые часы Rolex Escapement: Прощание с рычагом

Новые часы Rolex Escapement: Прощание с рычагом


Якоря для всех


В 1757 году Томас Мадж изобрел рычажный спуск. Впоследствии, с годами, он был усовершенствован и сегодня широко распространен в виде швейцарского рычажного спуска. Кратко напомним принцип его работы: одна из двух рубиновых палет рычага упирается своим внешним торцом в зуб спускового колеса. Когда баланс отклоняется назад, он перемещает рычаг, который освобождает зуб. Затем он скользит по импульсной поверхности противоположной палеты, передавая энергию на рычаг, который, в свою очередь, передает ее балансу. Вторая палета функционирует аналогичным образом – с той лишь разницей, что благодаря геометрии рычага она передает импульс в направлении, противоположном качанию.

Кредит © Википедия

Швейцарский рычажный спуск имеет множество преимуществ: он надежен, позволяет запустить баланс после остановки, поддается точной регулировке и подходит для промышленного производства. Он также точен, поскольку трение в нем относительно невелико – при условии, что он хорошо смазан. И это подводит нас к его главному недостатку: если смазка недостаточна или масло высыхает, механизм останавливается. Трение скольжения, даже при оптимальном сочетании рубина и стали, приводит к слишком большим потерям энергии. Наряду с магнитными помехами это остается одной из самых распространенных причин, по которым часы нуждаются в ремонте. Эта проблема занимала уже Авраама-Луи Бреге. В то время смазочные материалы были гораздо менее эффективны, чем сегодня.


Природные эскапады


В 1789 году Бреге разработал échappement naturel – естественный спуск. По сути, он модифицировал созданный десятилетием ранее хронометрический спуск, который функционировал без смазки. Эта ранняя система подавала импульс на баланс только в одном направлении, что делало ее пригодной для морских хронометров, но не для карманных часов, так как баланс не мог самостоятельно перезапуститься, если его останавливал удар.

Сложный естественный спуск Бреге отличался от рычажного спуска по нескольким ключевым параметрам: вместо одного спускового колеса в нем использовались два взаимосвязанных спусковых колеса, а вместо традиционного анкера – рычаг с фиксатором. Принципиальное отличие: в то время как рычаг спуска, как и анкер до него, перемещался балансом и блокировал спусковые колеса, импульс теперь передавался не через анкер, а непосредственно от спусковых колес к балансу, который для этой цели имел две рубиновые импульсные палеты. В отличие от хронометрического спуска, это означало, что импульс передавался в обоих направлениях. В результате спуск был самозапускающимся и работал без смазки.

Кредит © Kjorford / Wikipedia / CC BY-SA 3.0

Однако Бреге оснастил этой системой лишь около 20 карманных часов, а в остальном продолжал использовать рычажный спуск. Одной из причин этого была сложность естественного спуска – только самые опытные часовщики могли собрать и отрегулировать его. Кроме того, второе спусковое колесо создавало большее трение, а люфт и люфт между зубьями приводили к некоторой нестабильности.

Начиная с 1980-х годов было разработано несколько систем, основанных на естественном спуске Бреге, во многом благодаря новаторской работе Джорджа Дэниелса, который долгое время занимался исследованиями спуска без смазки. В 1982 году Дэниелс встроил версию естественного спуска в свои карманные часы. Космический путешественник I, в котором использовались две отдельные зубчатые передачи и отдельные стволы главной пружины для независимого приведения в движение двух спусковых колес – конструкция, которая решала проблемы трения и люфта. В 1997 году Дерек Пратт экспериментировал со спиральными пружинами на спусковых колесах.

Кредит © Сотбис

Позже новые технологии производства и материалы позволили преодолеть некоторые из прежних ограничений. Кари Воутилайнен, Франсуа-Поль Журн и Лоран Ферье создали часы с естественным спуском.

В 2001 году компания Ulysse Nardin сделала еще один шаг вперед, выпустив революционную модель Freak, разработанный Людвигом Очслином. В спусковом механизме Dual Direct два спусковых колеса не соединялись шестернями на общей оси, а входили в зацепление непосредственно друг с другом. Пять удлиненных зубцов на каждом колесе подавали импульсы непосредственно на баланс. Кроме того, колеса были изготовлены из кремния – чрезвычайно легкого, с низким коэффициентом трения и с исключительно жесткими допусками.

Кредит © Филлипс


Коаксиальный механизм Omega


А что же с коаксиальным спуском Omega? Это естественный или рычажный спуск? Механизм, разработанный Джорджем Дэниелсом, по сути, является гибридным: в нем используется только одно спусковое колесо, и баланс получает импульс в обоих направлениях (то есть он самозапускается). Однако только один из этих импульсов поступает непосредственно от спускового колеса; другой передается косвенно через рычаг. Геометрия системы исключает необходимость в наклонной плоскости при передаче энергии. Теоретически спуск должен работать без смазки, но Omega обнаружила, что смазывание палет улучшает его работу.


Дальнейшее развитие Ulysse Nardin


В 2005 году компания Ulysse Nardin представила спуск Dual Ulysse во втором поколении модели Freak. Эта система, также разработанная Людвигом Охслином, сохранила два сцепленных спусковых колеса, но они больше не передавали импульс непосредственно на баланс. Вместо этого энергия передавалась косвенно через рычаг, как и в традиционном рычажном спуске.

Кредит © Ulysse Nardin

Симметричный механизм работает следующим образом: сначала углубление в зубце левого спускового колеса входит в зацепление с верхним плечом рычага, останавливая его движение. Когда баланс перемещает верхнюю часть рычага вправо, правое колесо освобождается, и зуб левого колеса зацепляет нижнюю часть рычага, который затем передает импульс на баланс. Затем тот же процесс происходит на противоположной стороне.

Часы Freak 28’800 с 2005 года

Кредит © Ulysse Nardin

Спуск не требует смазки, так как отсутствует трение скольжения. По сравнению со спуском Dual Direct он обладает рядом преимуществ: вращается медленнее, что делает его совместимым с более быстрым балансом, совершающим 28 800 колебаний в час, отличается высокой надежностью и подает импульс вблизи точки покоя баланса, что позволяет балансу свободно колебаться на протяжении большей части его цикла.

Угол подъема также был уменьшен с 70 до 36 градусов – этот показатель превосходит примерно 50 градусов у швейцарского рычажного спуска.


Новый спуск Rolex


В январе 2025 года компания Rolex получила два патента на новый спуск. Оба они следуют общему принципу спуска Dual Ulysse, который упоминается в патентных документах.

Версия, используемая в новых часах Rolex Land-Dweller В основе этого механизма лежит конструкция первого спуска Ulysse, в котором каждое спусковое колесо имеет пять удлиненных зубцов – правда, в версии Rolex эти зубцы асимметричны. Они взаимодействуют с балансом через центральный рычаг и отвечают как за блокировку, так и за передачу импульса.
Внешние поверхности вильчатых наконечников рычага останавливают спусковые колеса с помощью удлиненного зуба, а внутренняя поверхность передает импульс. Это происходит аналогично зубьям шестерен, с использованием заостренного кончика длинного зуба, чтобы избежать трения скольжения – это означает, что спуск Rolex также должен работать без смазки.

Одно из преимуществ конструкции Rolex: центральный рычаг значительно больше, а значит, не требует таких жестких производственных допусков и, следовательно, проще в производстве, чем версия Ulysse Nardin. Кроме того, внешние грани вилки слегка выпуклые, что делает спуск менее чувствительным к ударам. Возможно, даже удастся обойтись без ограничительных штифтов, сдерживающих движение рычага.

Поскольку паллеты не используются, а спусковые колеса должны быть очень легкими и иметь точную форму, система, как и двойной спуск Ulysse, реализована с помощью кремниевых колес, изготовленных методом глубокого реактивного ионного травления. Этот материал также компенсирует дополнительное трение и инерцию второго спускового колеса. Благодаря двойному импульсу, подаваемому вблизи точки покоя баланса, спуск является самозапускающимся. Как сообщается, механизм способен работать с высокочастотными механизмами, вплоть до 10 Гц.

До сих пор компания Rolex была относительно консервативна в использовании таких материалов, как кремний. Кремниевая пружина, разработанная совместно с Patek Philippe и Swatch Group, использовалась только в маленьком калибре 2236 для женских часов и в калибре 7140 для 1908. В других случаях бренд продолжает полагаться на волосковую пружину Parachrom, изготовленную из запатентованного металлического сплава. Даже в спусковом механизме Chronergy Rolex придерживается традиционных металлов – несмотря на то, что использование кремния позволило бы еще больше снизить вес.


Второй новый экземпляр Rolex


Второй спусковой механизм, запатентованный Rolex, еще не реализован. Он имеет более традиционную конструкцию, а два спусковых колеса, вероятно, могут быть изготовлены из металла с помощью процесса LIGA. В то время как центральный рычаг очень похож на рычаг первого патента Rolex, спусковые колеса существенно отличаются: вместо того чтобы объединить все функции на одном уровне, взаимный привод передается на шестерни, расположенные на более низкой плоскости.

Дает ли это какие-либо преимущества? Не совсем. Хотя это действительно позволит сделать спусковые колеса из металла, дополнительная ступень передачи увеличит вес, а рычаг все равно придется изготавливать из кремния, поскольку его форма не позволяет использовать рубиновые палеты.

Является ли этот спуск жизнеспособным вариантом для будущего – или просто предназначен для введения в заблуждение потенциальных конкурентов – остается открытым для спекуляций.

Заключение: Лучшие эскапады

Тот факт, что швейцарский рычажный спуск стал доминирующей системой, не обязательно означает, что он самый лучший. У него есть очевидные ограничения. Благодаря дальновидным часовым мастерам и изобретателям, таким как Бреге и Даниэльс, продолжаются поиски лучших альтернатив. Сегодня новые материалы и технологии производства позволяют создавать системы, которые раньше было невозможно реализовать.

Компании Omega удалось создать промышленный спуск без смазки с системой Co-Axial и наладить его крупномасштабное производство. Теперь и Rolex собирается производить спуск без смазки в значительных количествах. К чести Rolex, несмотря на доминирующее положение на рынке, компания продолжает внедрять инновации и превращает их в ощутимые результаты.


rolex.com