[ad_1]
Будь то как знак выдающегося стиля или просто чтобы казаться в тренде, наручные часы считаются незаменимым спутником многих джентльменов. Блеск золота или сверкание нержавеющей стали, круглые или квадратные, спортивные или элегантные – часы, которые мужчина носит на руке, стали синонимом его чувства себя, и даже выражением его личности. Но как именно наручные часы стали повседневным спутником?
Чтобы понять историю наручных часов, стоит обратить взгляд на город Париж, где Луи Картье создал наручные часы для своего друга и бразильского авиапионера Альберто Сантоса-Дюмона в начале 20-го века. С своим авангардным дизайном и встроенными рожками, часы Santos считаются одними из первых «современных» наручных часов и первыми, представленными коммерчески. В настоящее время квадратные часы являются вечным символом maison.
Давайте ближе рассмотрим, как эксцентричный Альберто Сантос-Дюмон вдохновил идею наручных часов, что делает дизайн Santos уникальным и почему эти часы остаются популярными до сих пор. Давайте отправимся в хронологическое путешествие, начиная во французской столице в начале века и заканчивая красной дорожкой Мет-Гала.
Где все началось: Париж
Город Любви, Столица Моды, Центр Искусства – у Парижа много эпитетов, которые не приходят случайно. Его символ, Эйфелева башня, была представлена на Всемирной выставке в 1889 году. Созданная Гюставом Эйфелем, впечатляющая 106-этажная стальная конструкция была самым высоким зданием в мире на тот момент. Она воплотила значительные изменения, приведшие к современности.
Кредит © Unsplash
«Первая глобализация» (ок. 1880-1914) и вторая промышленная революция принесли много технологических новшеств, таких как изобретение телефона, электрической лампы, фотографии или открытие первых подземных станций. С установлением машинного производства и строительством фабрик город привлекал все больше людей. Таким образом, во второй половине 19 века население Парижа превысило миллион. Кроме того, многие путешественники из-за рубежа приезжали в Париж, чтобы поразиться последним трендам и покупать драгоценные одежду и ювелирные изделия.
Бутик Cartier в Париже, около 1912/1913 года
Кредит © Cartier
В 1892 году молодой Альберто Сантос-Дюмон переехал из Бразилии во французскую метрополию. В Париже его яркая личность не только технологически продвинула авиацию, которая была еще в своем начале, но также существенно сформировала мир моды и часов.
Пионер авиации: Кто был Альберто Сантос-Дюмон (1873-1932)?
Как шестой из восьми детей, Альберто Сантос-Дюмон родился в Бразилии в 1873 году. Его отец Энрике Дюмон, сын французских иммигрантов, механизировал производство кофе и стал известен как «Король кофе», что позволило Альберто познакомиться с машинами на кофейных плантациях с самого юного возраста. Как ребенок, Альберто уже развил чувство приключений и увлечение техникой. В семь лет он управлял паровыми машинами на плантациях. В десять лет он начал экспериментировать с паром и наполнять им бумажные воздушные шары. Более того, Альберто любил читать и особенно увлекался приключенческими романами Жюля Верна. Когда ему было 15 лет, Альберто наблюдал за полетом аэростата в Сан-Паулу, что зажигало его страсть к полетам. Но прежде чем он полетит на аэростате, потребовалось какое-то время.
Альберто Сантос-Дюмон, около 1907/1908 года
Кредит © Cartier
После того как Генрик Дюмон стал жертвой односторонней паралича вследствие несчастного случая, он хотел, чтобы его дети хорошо ухаживали за ним. Таким образом, Альберто получил свое наследство, равное полумиллиону долларов, вперед и был отправлен в Париж учиться механике в 1892 году. Именно здесь Альберто начал превращать свою страсть к авиации из дневного сна в реальность.
Под впечатлением от книги Андрее и его воздушного шара о шведском исследователе Соломоне Андрее, который пытался достичь Северного полюса на воздушном шаре, Альберто нашел мастерскую авторов и производителей воздушных шаров Анри Лашамбра и Алексиса Машурона в Париже. В сопровождении Машурона Альберто предпринял свой первый полет на воздушном шаре из Вожирара в Париже в Шато-Ферьер. Путешествие длилось два часа и преодолело 100 километров. Это переживание дало Сантос-Дюмону новый толчок к изучению искусства летать и строить свои собственные летательные аппараты. При помощи двух строителей воздушных шаров Сантос-Дюмон научился маневрировать на воздушном шаре и собрал свой очень первый легкий воздушный шар, способный перевозить одного человека: Brésil.
Сантос-Дюмон в своем воздушном шаре
Кредит © Cartier
После успешного полета на воздушном шаре перед большой аудиторией Альберто стал более интенсивно интересоваться авиацией и строительством своих собственных воздушных судов. Он быстро отказался от воздушных шаров и перешел к воздушным дирижаблям с двигателем. Между 1898 и 1905 годами он создал 14 из них. Большинство из них состояли из воздушного шара, наполненного водородом и имеющего форму сигары, напоминающую дирижабль, и прикрепленного к двигателю. Они работали на паре, аккумуляторах, и позже, подражая автомобилям, на бензине. Сантос-Дюмон успешно осуществил свой первый полет на дирижабле из Ботанического сада на запад от Парижа 20 сентября 1898 года, поднимаясь на высоту 396 метров.
Кредит © Cartier
Тот же год, энтузиаст авиации Эрнест Аршдекон основал Aéro-Club de France. В клубе обсуждались вопросы авиации, и через соревнования начинались значительные новации. В апреле 1900 года еще один важный член клуба, магнат нефти Анри Дойш де ля Мерт, объявил о проведении первого соревнования. Тот, кто быстрее всех управит своим дирижаблем из Сент-Клу в юго-западной части Парижа к Эйфелевой башне, облетит башню и вернется в течение получаса, должен был получить приз в размере 50 000 франков.
Кредит © Cartier
Разумеется, Альберто Сантос-Дюмон принял вызов и даже построил ангар возле Сент-Клу для этой цели. В июле он провел несколько тестовых полетов на воздушном дирижабле, работающем на водороде, достигнув Эйфелевой башни, но затратив на это слишком много времени – 40 минут – чтобы победить. 8 июля он врезался в отель Трокадеро со своим дирижаблем No. 5. Утечка водорода вызвала взрыв. К счастью, Сантос-Дюмон отделался легким испугом. 19 октября 1901 года Сантос-Дюмон преодолел 11-километровый маршрут на своем дирижабле No. 6, несмотря на сложные погодные условия. Однако поскольку ему потребовалось еще 40 секунд к указанному времени, жюри изначально не хотело присуждать ему приз. Однако из-за настойчивого поддержания со стороны публики Сантос-Дюмону все-таки был вручен приз. Он жертвует деньги своему персоналу и нуждающимся парижанам.
После неудачной попытки перелета через море в 1902 году Сантос-Дюмон обратил свое внимание на самолеты. На следующий год он показал кубинско-американке Аиде де Акоста, как управлять дирижаблем, и позволил ей управлять своим моторизованным дирижаблем No. 9. Таким образом, Аида стала первой женщиной-пилотом силового воздушного судна. Она сделала это за полгода до того, как братья Орвилль и Уилбур Райт успешно полетели на своем самолете Flyer в Кити-Хок, Северная Каролина, США.
Орвилл Райт управляет силовым воздушным судном Flyer, а его брат Уилбур наблюдает
Кредит © Cartier
После двух лет разработки Сантос-Дюмон поднялся в воздух на своем легком самолете 14-bis и пролетел 60 метров 12.11.1906 года. Биплан состоял из конструкции из бамбука и сосны с натянутым шелковым полотном на крыльях, похожей на коробочный воздушный змей. Таким образом, Сантос-Дюмон получил еще одну награду от Aéro-Club, Приз Дойш-Аршдекона. По тем временам его считали изобретателем самолета. Это произошло потому, что братья Райт проводили свои полеты в тайне и патентовали свои машины. Только в 1908 году американские братья представили свой самолет во Франции и в свое время заменили Сантос-Дюмона как “изобретателя самолета”.
Альберто Сантос-Дюмон и его 14-bis
Кредит © Cartier
Сантос-Дюмон продолжал экспериментировать со своими самолетами. В ноябре 1907 года он полетел на своем ультралегком самолете No. 19, Demoiselle, с крестообразным хвостом над Сеной. В сотрудничестве с компанией Клемент Байард Сантос-Дюмон запустил моноплан как первый серийно производимый самолет в 1908 году. Он выпускал дальнейшие модели этого типа серийно до машины No. 22. К 1909 году машина уже могла развивать скорости до 120 км/ч.
Кредит © Cartier
В 1910 году пионер авиации прекратил полеты после инцидента с Demoiselle в январе, но оставался выдающейся личностью в мире авиации до начала Первой мировой войны. Однако он страдал от рассеянного склероза и депрессии, что привело к тому, что он ушел из общественной жизни. В последующие годы Сантос-Дюмон провел много времени во французских и швейцарских санаториях и работал над изобретениями, некоторые из которых были дерзкими. Время от времени его мучила мысль о том, что его изобретение было использовано в войне. В 1932 году Альберто Сантос-Дюмон покончил с собой. В настоящее время его сердце хранится в золотом глобусе в Национальном музее аэрокосмической промышленности Бразилии.
Кредит © Cartier
К сожалению, точный дизайн воздушных кораблей Сантос-Дюмона неизвестен, поскольку он никогда не патентовал свои изобретения и сжег все свои бумаги и планы после того, как его приняли за немецкого шпиона. Тем не менее, его авантюрный дух продолжает жить в виде часов Cartier Santos до сих пор.
Кредит © Cartier
Когда встречаются два пионера: Сантос-Дюмон и Луи Картье
За свою жизнь Сантос-Дюмон был широко известен в Париже благодаря своим воздушным кораблям и эксцентричному чувству стиля. Из-за своего карликового роста 1,52 метра бразильский пионер авиации также сделал себе имя “Ле петит Сантос”. Его часто можно было видеть, пролетая на своем дирижабле Baladeuse, привязывая его к фонарному столбу веревкой, чтобы посетить своих друзей или сходить в кафе. Его друзьями были многие влиятельные люди, такие как Гюстав Эйфель, члены семьи Ротшильдов и вдова Наполеона III. Сантос-Дюмон любил приглашать их к себе домой и устраивать ужины, где гости сидели на двухметровых стульях, чтобы ощутить ощущение полета.
Альберто Сантос-Дюмон с его дирижаблем Baladeuse (слева), Альберто Сантос-Дюмон обедает с другом около 1900 года (справа)
Credit © Cartier
Вероятно, через Aéro-Club Сантос-Дюмон встретил ювелира и часовщика Луи Картье на вечернем мероприятии между 1898 и 1900 годом. Оба разделяли приверженность технологиям и инновациям: Альберто Сантос-Дюмон продвигал авиацию своими изобретениями, а Луи Картье революционировал свой семейный бизнес. Поэтому не удивительно, что у них был разговор, результат которого сделал наручные часы такими, какие они есть сегодня.
Живопись 1904 года, изображающая Луи Картье
Credit © Cartier
Легенда гласит, что Альберто Сантос-Дюмон сказал ювелиру, что карманные часы не практичны для авиации, и должно существовать лучшее решение, так как соревнования в Aéro-Club касались не только расстояния, но и времени. Однако управление дирижаблем требовало использования обеих рук, и извлечение карманных часов было крайне рискованным. Поэтому летчикам было сложно отслеживать время во время полета. По совету Сантос-Дюмона Луи решил найти способ, как обойти эту проблему.
Происхождение и трудности наручных часов
Собственно говоря, наручные часы уже существовали на рубеже века. Они давно были модными для женщин. Например, Абрахам-Луи Бреге создал наручные часы для королевы Неаполя в 1810 году, а Patek Philippe изготовил их для венгерской графини Косцович в 1868 году. Как красивы ни были наручные часы, они были не особенно точными. Поэтому их считали ювелирным украшением, они были частью постоянного ассортимента Cartier с 1888 года.
Часы-браслет Patek Philipp с бриллиантами для венгерской графини
Для мужчин, с другой стороны, не было коммерческих наручных часов. Например, компания Girard-Perregaux выпустила серию из 2 000 наручных часов для прусских морских офицеров по заказу Вильгельма I в 1880 году, но это были часы, сделанные на заказ и не предназначенные для широкой публики. В 1892 году Audemars Piguet выпустил первые наручные часы с минутным репетиром, но и тогда концепция джентльменских наручных часов не получила распространения.
В начале XX века мужчины носили часы на цепочке у груди или в кармане брюк. Выпуск наручных часов для мужчин был сопряжен с двумя трудностями. Первая – техническая, поскольку механизм должен работать в разных положениях, причем, в отличие от карманных часов, не только в вертикальном. Кроме того, механизм должен выдерживать перепады температур и другие внешние воздействия, например, воду. Кроме того, необходимо было обеспечить возможность регулировки часов одной рукой во время ношения.
Наручные часы с минутным репетиром от Audemars Piguet
Credit © Omega
Хотя эти проблемы уже были в основном решены, самой сложной задачей было сделать наручные часы привлекательными для мужчин. Необходимо было освободить наручные часы от имиджа женских украшений, ведь только летчики, солдаты и спортсмены могли носить наручные часы, не ставя под сомнение свой стиль. Таким образом, необходимо было эстетично прикрепить браслет к корпусу, чтобы он воспринимался как мужской.
Кредит © Antiquorum Genève SA, 2023
Оригинальный Cartier Santos
Невозможно точно определить, когда Луи Картье подарил часы своему другу, поскольку не существует документов, позволяющих установить точную датировку часов. Однако в рекламном объявлении конца 1970-х годов (1978) указан 1904 год, и эта дата остается общепринятой. Согласно рекламе, Сантос-Дюмон получил свои первые наручные часы от своего друга Луиса в 1904 году и наконец-то смог без опаски считывать время, управляя своим самолетом. Два года спустя бразильский пионер надел часы во время 220-метрового полета на 14-bis в Париже 12 ноября, совершив первый официальный полет на электротяге. Естественно, такое новаторское событие было тщательно задокументировано фотографиями в прессе. Таким образом, часы не только выполнили свое предназначение, но и стали модным трендом благодаря Сантос-Дюмону.
Пионер авиации со своим аэропланом, около 1907 года
Credit © Cartier
Помимо того, что Сантос-Дюмон был пионером в области авиации, он также был иконой моды. Его фирменными знаками были темные костюмы в полоску с закатанными штанинами, ботинки на каблуках, рубашки с высоким воротником и шляпа-панама. Его эксцентричный стиль еще больше способствовал его известности, и он появлялся на страницах многих журналов. Вокруг него и его самолетов поднялся такой ажиотаж, что его контрамарки стали печатать на различных товарах, а одежда, вдохновленная его стилем, появилась в бутиках. Своими новыми наручными часами бразилец привлек к себе внимание. Его медийное влияние вызвало интерес парижан, сделав Сантоса все более известным. Но как выглядел Сантос?
Credit © Cartier
Дизайн Сантоса
Хотя эти часы, к сожалению, не сохранились, их можно рассматривать как прототип для часов, которые пришли им на смену. Однако некоторые улики указывают на то, что часы напоминали эскиз модели под названием Santos II 1908 года. Часы для Santos-Dumont были уникальными, но интерес и спрос на наручные часы росли. Когда в 1911 году на рынке появилось несколько наручных часов, Луи Картье, как и подобает умному бизнесмену, решил, что сейчас самое время выпустить на рынок наручные часы, которые Сантос-Дюмон носил во время своих полетов и которые Cartier тайно продолжал производить. Он назвал эту модель в честь своего друга: Сантос.
Способность создавать эстетически привлекательные и технически сложные творения помогла Луи Картье успешно переосмыслить то, что изначально предназначалось для женщин, для мужчин. В качестве источника вдохновения он использовал браслеты montre – часы, которые женщины носили на запястье на черном шелковом ремешке или браслете, украшенном бриллиантами. Cartier уже сделал несколько таких часов для своих клиенток. Однако для мужчин требовалось нестандартное крепление, которое было бы более эстетичным, чем наручные часы, созданные для военных.
Поэтому Луи Картье создал часы квадратной формы с золотым корпусом, сапфировым кабошоном на правой стороне и ушками для надежного крепления плетеного кожаного ремешка. Ушки для ремешка теперь были не отдельным элементом, а частью корпуса. Таким образом, ремешок был не просто элементом, а частью целого, что делало исключительные часы Cartier первыми часами, созданными для того, чтобы их носили на запястье. В этом смысле они стали “первыми современными часами”, как утверждает Франко Колоньи в книге “Танковые часы Cartier”. В 1911 году часы выпускались с черным или коричневым кожаным ремешком.
Часы Santos-Dumont с коричневым кожаным ремешком 1912 года выпуска
Credit © Cartier
Кроме того, квадратная форма часов отражала новое веяние моды, ведь в то время наиболее распространенной формой был круглый корпус. В начале XX века дизайнеры экспериментировали с различными линиями, углами и фасонами. Таким образом, первые часы также имели разные формы. Для часов Santos-Dumont Луи Картье выбрал угловатую форму. В 1906 году Cartier уже предлагал ювелирные изделия угловатой формы. В 1908 году появились угловатые карманные часы, например, карманные часы с цепочкой из платины с рубиновым кабошоном. Играя с прямыми линиями и четкими формами, Луи Картье представлял современный стиль, который нашел отражение в движении кубизма, процветавшем с 1907 года. Следуя этой геометрической эстетике, первые коммерческие часы Santos-Dumont имели квадратный плоский корпус размером 35 x 25 мм. Углы корпуса были закруглены, а их продолжение плавно переходило в ушки. Таким образом, корпус и крепление ремешка были единым целым. Корпус мог быть выполнен из желтого золота или платины, которую компания Cartier начала использовать для своих творений с 1860 года, а в 1906 году – для своих знаменитых часов Tonneau. Использование платины стало еще одним признаком современности Cartier.
Платиновые карманные часы Cartier 1910-х годов
Credit © Sotheby’s
Восемь видимых заклепок, позднее винтов, на безеле с рехаутом также стали безошибочным отличительным признаком и были весьма необычны для того времени. Вместе с формой корпуса они должны были в абстрактной форме напоминать о внушительной конструкции Эйфелевой башни с высоты птичьего полета. Таким образом, Louis Cartier повторяет перспективу, которую Альберто Сантос-Дюмон, должно быть, видел сверху на своих дирижаблях. Более того, циферблат также отдает дань уважения французской столице, увиденной сверху. Затемненные тонкие римские цифры, которые должны были стать характерными для дома, созданы по образцу нового городского пейзажа Парижа, который сильно изменился в XIX веке. В течение 17 лет, с 1853 по 1870 год, барон Жорж-Эжен Хаусманн по заказу Наполеона III снес большую часть города и отстроил его с нуля. Его радикальный подход позволил создать длинные, широкие проспекты и прекрасные фасады, которые делают город таким, каким мы знаем его сегодня.
Помимо современного дизайна часов и аллюзии на полет, модель является примером успешного сотрудничества Cartier и часовой компании Edmond Jaeger. Договор о сотрудничестве, заключенный в 1907 году, гарантировал Cartier эксклюзивные права. Будучи специалистом по миниатюризации механизмов, Jaeger всегда находил подходящее техническое решение для адаптации механизма к форме корпуса. Это означало, что для дизайна Луи Картье не существовало никаких ограничений.
Эдмонд Егер
Credit © Cartier
Аналогичным образом Эдмон Жеже создал механизм для Santos-Dumont. Кроме того, он оснастил модель золотой раскладывающейся застежкой, которую изобрел и запатентовал. Впервые Cartier использовал свое изобретение в 1910 году, а сотрудник компании Жозеф Вержели доработал его до нынешней D-образной формы. В индустрии эта раскладывающаяся застежка была новинкой и придавала модели Santos очень современный вид.
Дальнейшие события
Модель Santos оставила неизгладимый след в имидже Cartier и утвердила дом в качестве инновационной часовой мануфактуры, одновременно почитаемой за классику, не подвластную времени. Начиная с 1911 года, часы Santos появились в самых разных формах. Однако часы остались верны своей уникальной дизайнерской ДНК. По сравнению с другими моделями, они практически не меняли своего названия на протяжении всего столетия. Теперь давайте рассмотрим более подробную историю Santos.
Модельер Жан-Шарль Ворт любил носить сантос, около 1920 года
Наручные часы, созданные компанией Santos-Dumont, приобретали все большую популярность – особенно во время Первой мировой войны. В 1930 году продажи наручных часов превысили продажи карманных. Однако в 1940-х годах интерес к часам Santos угас, поскольку их квадратный корпус не соответствовал военным предписаниям, согласно которым наручные часы должны были быть круглыми. Переломный момент наступил в 1970-х годах, когда Cartier захотел привлечь более широкую аудиторию, и часы Santos пережили бум. Большую роль в этом сыграл Ален-Доминик Перрен, который в 1969 году был назначен директором по маркетингу, а в 1973 году – генеральным директором Briquet Cartier SA. В тот год, когда он стал генеральным директором, модель Santos вновь стала основой коллекции Louis Cartier, созданной на основе культовых моделей из истории Cartier. В то время часы были выпущены в корпусе из 18-каратного золота с кожаным ремешком и раскладывающейся застежкой в мужском и женском вариантах.
Ален-Доминик Перрен
Но именно в 1978 году модель Santos пережила метеоритный взлет. Под руководством Перрена Cartier выпустил модель Santos в качестве доступных спортивных часов, чтобы составить конкуренцию Audemars Piguet Royal Oak и Patek Philippe Nautilus. Для этого Cartier использовал материал, который никогда ранее не применялся в производстве часов: нержавеющую сталь. Корпус размером 29 мм x 41 мм впервые был выпущен в двухцветном варианте. Корпус часов был изготовлен из нержавеющей стали, а винты браслета и безель – из 18-каратного золота. Подобное использование двух разноцветных металлов было в то время в новинку. Cartier стала одной из первых компаний, использовавших такое сочетание материалов и цветов.
Часы Santos с индикатором даты, около 1979 года
Credit © Christies
20 октября 1978 года часы были представлены в Музее воздуха, что имеет большое символическое значение, поскольку “Демуазель” Альберто Сантоса-Дюмона можно увидеть там и сегодня. На протяжении 1980-х годов часы пользовались большим успехом. Они были настолько востребованы, что часто становились жертвой подделок. В 1970-1980-х годах часы выпускались в полностью стальном корпусе, с фазами Луны и даже в восьмиугольном корпусе, а также в двухцветном варианте. В 1979 году компания Cartier устроила на Манхэттене ослепительную вечеринку в честь 75-летия модели Santos и выпуска новой коллекции. На шикарной великосветской вечеринке “Ночь Santos” присутствовали 500 гостей, в том числе писатель Трумен Капоте и дизайнер Билл Бласс, а знаменитый парижский диджей Кастель играл музыку на воздушном шаре.
Santos Galbée от 1987 года
Credit © Cartier
В 1987 году дизайн часов Santos de Cartier был несколько изменен: линии стали более мягкими и изогнутыми. Этот дизайн сохранился и по сей день. С этого момента часы стали называться Santos Galbée. Строго говоря, все последующие модели Santos de Cartier – это Galbée. Различные модели Galbée в основном предлагались с кварцевым механизмом. Однако время от времени появлялись и экземпляры с механическим механизмом, как, например, модель Galbée 2002 года, выпущенная ограниченным тиражом в 2000 экземпляров, с серым циферблатом и калибром 2000.
Часы Santos Octagon с индикатором даты, около 1990 года.
Credit © Sotheby’s
Отличительные черты дизайна в основном характеризуют развитие часов в 1990-х годах. Например, модель Santos Octagon 1990 года осталась верна эстетике Santos с ее винтами. Однако, в соответствии с названием, корпус часов был уже не квадратным, а восьмиугольным. В 1997 году появилась модель Santos-Dumont 1575 Ultra Thin Special Limited Edition с платиновым корпусом высотой 4,3 мм и ультратонким механизмом 021 MC на базе калибра Frédéric Piguet 21. Часы с синим ремешком из кожи аллигатора и гильошированным циферблатом цвета лосося притягивали взгляды и были выпущены ограниченным тиражом в 1 997 экземпляров. В следующем году была выпущена коллекция Collection Privée Cartier Paris, которая просуществовала десять лет. В ней творения Луи Картье были возрождены в более крупных корпусах. Некоторые модели были ограничены 100 экземплярами, но даже без ограничений было выпущено всего 200-250 экземпляров. Однако они не производились собственными силами, а комплектующие поступали от различных поставщиков. Известные производители, такие как Piaget, Gerald Genta или Frederique Piguet, поставляли механизмы с отделкой Cartier.
Часы Santos Galbée (Ref. 2423) с улучшенным женским указателем даты, около 2001 года
Credit © Christies
В XXI веке произошло несколько изменений. Во-первых, появилось издание с механизмом от Piaget и удлиненным корпусом, лишенным знаковых винтов. Во-вторых, Cartier адаптировал свой модельный ряд к повышенному спросу на более крупные часы и выпустил двухцветную модель Santos Galbée XL из стали и золота. Это было первое переиздание модели Galbée с момента ее появления, а улучшенный указатель даты теперь располагался между 4 и 5 часами вместо 3 и 6 часов.
A Santos 100 Skeleton (W2020018)
Credit © Cartier
В честь 100-летнего юбилея наручных часов в 2004 году была выпущена коллекция Santos 100. Коллекция включала часы с широким выбором материалов и вариантов ремешков и просуществовала до 2017 года. Покупатели могли выбирать между средним (квадратным с 35,6 мм) и большим размером (51 x 41 мм с учетом заводной головки). В простых стальных экземплярах устанавливался калибр 049 или 076, в зависимости от размера. В коллекцию также вошли хронографы из черненого титана со стальным безелем или скелетонизированная версия с калибром 9611 MC от 2009 года, на который можно было полюбоваться через открытую заднюю крышку. Последняя версия была оснащена скелетонизированными мостами, которые также служили римскими цифрами для указания времени, что придавало часам вид ар-деко. В 2007 году Cartier выпустил коллекцию Cartier Fine Watchmaking Collection, которая оставалась на сцене в течение десяти лет. Первыми часами коллекции стала модель Santos 100 Tourbillon с очень крупным корпусом 46,5 х 54,9 мм и собственным калибром 9452 MC, который очень мал по сравнению с корпусом. Однако тот факт, что корпус и калибр имеют разные серийные номера, делает эту модель сложной для коллекционеров. В целом, в начале 2000-х годов существовало множество разнообразных часов Santos, большинство из которых были оснащены кварцевыми или автоматическими механизмами. В 2012 году осталось всего две мужские модели с механическим механизмом.
Модель Santos 100 Flying Tourbillon (арт. W2020019) 2010 года выпуска
Credit © Christies
В конце концов, в 2016 году Cartier устроил большой переполох, когда все модели Santos были сняты с продажи в интернет-магазине, а оставшиеся экземпляры распроданы в бутиках. Оказалось, что Cartier планировал пересмотреть и перевыпустить модель Santos. В 2018 году это время пришло. Перезапуск включал 12 моделей, в том числе две скелетонизированные версии. Силуэты корпуса и сапфирового стекла стали более изящными, а матовый корпус был дополнительно отполирован для придания ему более утонченного вида. Также был предложен выбор размеров, что актуально и по сей день. Клиенты могли выбрать средний (35,1 мм x 41,9 мм) или большой (39,8 мм x 47,5 мм) размеры, отличающиеся по цене всего на 600 евро в то время, а большой размер отображал дату в положении “6 часов”. Модели оснащены калибром Calibre 1847 MC собственной разработки, который первоначально был представлен в коллекции Clé de Cartier. Система QuickSwitch и SmartLinks стали двумя дополнительными инновациями. Система QuickSwitch позволяла легко переключаться между ремешками из телячьей кожи, кожи аллигатора или нержавеющей стали, а SmartLinks (для браслетов из нержавеющей стали) позволяла изменять длину браслета.
Система QuickSwitch позволяет легко менять ремни
Благодаря перезапуску модель Santos теперь доступна в двух сериях – для мужчин и женщин – в разных размерах: Santos-Dumont и Santos de Cartier (ранее Galbée). Модель Santos-Dumont с плоским корпусом и меньшими размерами, например 38 мм x 27, 5 мм, и кожаным ремешком основана на оригинальной модели, созданной для пионера авиации. В 2019 году появилось несколько версий Santos-Dumont с увеличенной заводной головкой и кожаным ремешком. Среди них были автоматические часы с тремя стрелками и хронографом, скелетонизированная версия, а также часы с долговечным кварцевым механизмом, заряда которого хватает примерно на шесть лет. По словам покойного Джорджа Крамера, более тонкий шрифт, использованный для индексов, напоминает модель 1916 года. В том же году выпуски Santos Chronograph были выполнены из различных металлов, включая ободки из желтого или розового золота.
Лимитированная серия Santos La Demoiselle с гравировкой самолета на задней крышке.
Credit © Cartier
В отличие от Santos-Dumont, модель Santos de Cartier создана на основе модифицированного дизайна 1987 года и имеет более крупный, привлекающий внимание корпус с заводной головкой на безеле, а не открытой. В зависимости от размера модели также имеется указатель даты. В то время как Santos de Cartier сохраняет водонепроницаемость до 100 метров, Santos-Dumont – только до 30 метров. В 2020 году была выпущена модель Santos de Cartier полностью черного цвета с покрытием ADLC и каучуковым ремешком. В том же году была выпущена лимитированная серия Santos La Demoiselle, состоящая из 30 экземпляров. Часы состояли из корпуса размера XL с рубиновым кабошоном вместо обычного сапфира, цветовой палитры экрю, ремешка из панамы и гравировки “Демуазель” на задней крышке. В том же году была выпущена еще одна лимитированная серия Santos-Dumont Limited Edition 2020, оснащенная механическим калибром 430MC.
Часы Santos de Cartier из стали с покрытием ADLC
Credit © Cartier
Различные варианты золота, сталь и титан, корпус с ADLC-покрытием и безель с бриллиантами – для коллекции Santos не существует границ в сочетании материалов. Предлагается широкий выбор, как по размеру, так и по цене. За 4 200 евро покупатели уже могут приобрести небольшие Santos-Dumont со стальным корпусом и кварцевым механизмом. Самые сложные модели – это скелетонизированные версии с механическим или автоматическим механизмом. Например, скелетонизированные Santos de Cartier в розовом золоте 750 пробы на сегодняшний день являются самыми дорогими часами Santos с ценником 73 000 евро.
В настоящее время Santos с самым большим ценником: Santos de Cartier из розового золота.
Credit © Cartier
Для тех, кто не нашел подходящих часов Santos среди большого ассортимента, есть возможность персонализировать их. Однако на это может уйти до трех лет, прежде чем клиент сможет полюбоваться часами на своем запястье. Например, Бадер Белселах, один из самых известных коллекционеров из Объединенных Арабских Эмиратов, получил часы Cartier Santos с элегантным корпусом из розового золота, винно-красным циферблатом с арабскими индексами и подходящим ремешком.
Рынок часов
Как ведет себя модель Santos на рынке? В принципе, многие драгоценные творения Cartier не теряют своей ценности, ведь изделия престижной марки очень узнаваемы. Часы Santos остаются одними из самых востребованных на вторичном рынке. В то время как стальные версии сохраняют свою приблизительную стоимость, интерес к золотым версиям меньше. Хотя они быстро теряют в цене, на вторичном рынке они могут оказаться хорошей инвестицией. Особым спросом пользуются ограниченные серии и винтажные экземпляры, причем очень ранние модели Santos встречаются редко. Тем не менее, известный коллекционер поздних часов Джордж Крамер горячо рекомендовал Santos в качестве инвестиции, особенно молодым коллекционерам, начинающим свой путь.
Часы Santos de Cartier, средняя модель, механический механизм с автоподзаводом 1847 MC. Ref. WSSA0063
Кто носит часы?
Линейный дизайн Santos делает их вневременными часами, независимо от выпуска, а система QuickSwitch добавляет универсальности. Благодаря тому, что часы Santos поражают воображение и в то же время не бросаются в глаза, их можно носить как в повседневной жизни, так и в сочетании с костюмом в спортивном и элегантном стиле. Два примера из поп-культуры 1980-х годов показывают, насколько универсальны эти часы: в фильме “Уолл-стрит” Майкл Дуглас играет банкира Гордона Гекко, который элегантно сочетает золотые Santos с костюмом, брекетами и галстуком для офиса. С другой стороны, Джерри Сайнфелд в своем знаменитом ситкоме “Сайнфелд” непринужденно сочетает стальную версию с черным пуловером.
Обладатель премии “Оскар” Дэниел Калуя надел на красную дорожку “Оскара” модель Santos de Cartier Skeleton 2018 года.
Credit © Cartier
Сантос также является популярным и часто встречающимся гостем на красных дорожках. Например, британский актер и обладатель премии “Оскар” Дэниел Калуя на церемонии вручения премии “Оскар” в 2021 году был одет в скелетонизированную модель из нержавеющей стали. Актер Эдриан Броуди представил крупные Santos из желтого золота на скандально известной ковровой дорожке Met Gala 2022 года, а Cartier Santos-Dumont украсили запястье режиссера Таики Вайтити на модном мероприятии этого года. Упомянутый выше Джордж Крамер, любивший коллекционировать часы Cartier, также очень любил модель Santos. В одном из интервью он рассказал, что часы Santos из нержавеющей стали были его первыми часами, и именно они зажгли его страсть к коллекционированию. Одаренный коллекционер любил носить Santos Galbée XL в летние месяцы.
Будь то на красной ковровой дорожке или в повседневной жизни, часы Santos стали символом того, насколько само собой разумеющимися являются часы на наших запястьях в наши дни. Если более ста лет назад наличие часов на запястье вызвало бы неподдельную критику, то сегодня люди с энтузиазмом отмечают, какие наручные часы на ком-то надеты. То, что такие часы теперь считаются неизменным спутником и украшением мужчины, – заслуга смелого, новаторского духа Альберто Сантос-Дюмона и изобретательности Луи Картье. Хотя жизнь Альберто Сантоса-Дюмона оборвалась трагически, часы Santos, несомненно, увековечили его. Авангардный дизайн часов Santos, сохранивший верность своему оригиналу, свидетельствует о том времени, когда мир двигался с бешеной скоростью. Поднявшись в воздух, Сантос-Дюмон вошел в историю благодаря своим наручным часам, и теперь многие продолжают его историю, надежно пристегнув часы к своему запястью.
cartier.com
[ad_2]