[ad_1]
Японская компания Grand Seiko за относительно короткий срок стала одним из самых престижных и коллекционных производителей часов класса “люкс”, конкурируя за внимание ценителей и доллары с хорошо известными компаниями. maisons из Швейцарии и Германии. И хотя успех Grand Seiko – это, безусловно, феномен XXI века, на самом деле Grand Seiko не является “новым брендом” в строгом смысле этого слова. Первые часы Grand Seiko (внизу) появились еще в 1960 году, став частью гораздо более крупного портфеля продукции японского часового гиганта Seiko, основанного в 1881 году и добившегося всемирной славы благодаря выходу на массовый рынок с часами по доступным ценам и широкой дистрибуцией. Grand Seiko, напротив, позиционировалась как эксклюзивный “король часов”, со стандартами точности, красоты, долговечности и разборчивости, которые могли соответствовать или превосходить швейцарских конкурентов.
До 2010 года это был самый сокровенный часовой секрет Японии, не экспортировавшийся на рынки за пределами страны. Спустя семь лет после выхода на международный рынок, завоевав лояльную и заинтересованную аудиторию по всему миру, совершенно новую и отличную от основной линейки Seiko, Grand Seiko прочно утвердилась в качестве независимого бренда – хотя и по-прежнему неразрывно связанного со своей материнской компанией общей историей и технологиями. Среди этих технологий – инновационный тип часового механизма, который был усовершенствован прямо перед началом XXI века и остается исключительной прерогативой только двух производителей часов, Grand Seiko и ее более старой материнской компании Seiko, под названием Spring Drive. Как мы подробно рассмотрим здесь, Spring Drive – это естественное развитие давней миссии японской часовой компании по внедрению технических инноваций в целях улучшения хронометража.
Во главе кварцевой революции
Компания Seiko была в авангарде первой крупной технической эволюции в области хронометрии в XX веке, которая произошла в 1969 году, менее чем через десять лет после дебюта Grand Seiko. В том году была представлена модель Seiko Astron и ее революционный калибр 35A, ставший легендарным как первый кварцевый механизм в наручных часах. Кварцевые механизмы отличаются от традиционных механических (об этом подробно рассказано в статье здесь) в том, что их энергия поступает от крошечного электрического заряда, генерируемого батареей, а не от заводной пружины и спуска. Заряд батареи проходит через интегральную схему (ИС), которая подает его на крошечный кварцевый кристалл, вырезанный в форме вилки, заставляя его вибрировать с невероятно высокой частотой, которая превосходит частоту колебаний осциллятора механических часов (32 768 раз в секунду, в отличие от 3-4 раз в секунду), что, в свою очередь, приводит в действие крошечный мотор, который приводит секундную стрелку в движение посекундными скачками, а не плавными, размашистыми движениями. Часы, оснащенные этим изобретением, оказались более энергоэффективными, более точными, более ударопрочными и, что особенно важно, гораздо более доступными по цене, чем их предшественники с механическими механизмами. Компания Seiko, а также многие ее конкуренты как в Японии, так и за ее пределами, и сегодня используют кварцевые механизмы в часах, ориентированных на более низкий ценовой сегмент, в то время как механические механизмы продолжают использоваться в часах более высокого класса, ориентированных на приверженцев традиций.
Дорога на Спринг Драйв
Примерно в 1977 году инженер Seiko по имени Йошикадзу Акахане начал разрабатывать новый тип часового механизма, который бы объединил в себе как механические механизмы, используемые компанией с конца XIX века, так и кварцевые, которые она впервые применила в 1960-х годах. Вдохновение, как гласит легенда, пришло к Акахане, когда он увидел, как велосипед спускается с холма с постоянной скоростью, используя при этом тормоз; он решил, что использование аналогичной концепции “торможения” в часовом механизме, без использования балансового колеса, может обеспечить плавное, текучее движение стрелок часов, а не замирающее, прыгающее движение стрелок, управляемых кварцевым механизмом. Первоначальное название, которое Акахане дал этому гипотетическому устройству, было “Кварцевый замок”.
Первый прототип своего изобретения он создал в 1982 году, но прошло более 15 лет, прежде чем проект стал приоритетным для инженерной команды Seiko. В 1997 году Акахане возглавил подразделение по разработке часов и поставил свое детище, получившее название Spring Drive, на первое место. Год спустя, на Базельской часовой выставке 1998 года в Швейцарии, Seiko представила первую рабочую модель Spring Drive (вверху), а первые коммерческие часы, оснащенные новым революционным механизмом, дебютировали в 1999 году – все ограниченным тиражом и продавались исключительно в Японии. Двое из этих часов, Ref. SBWA001 (внизу) и SBWA002, носили клеймо Seiko; третьи, Ref. GBLG99, были выпущены как часть ультраэксклюзивной линии Credo от Seiko, редко встречающейся за пределами Японии и обычно предназначенной для японцев. производство самые амбициозные часовые изобретения. Калибры Spring Drive первого поколения, установленные в этих моделях и получившие названия 7R68 и 7R78, заводились вручную и имели вполне стандартный запас хода в 48 часов. К сожалению, Акахане не дожил до окончательного воплощения своего замысла, скончавшись в 1998 году в возрасте 52 лет.
Другие знаковые события для Spring Drive последовали быстро. В 2002 году компания Seiko выпустила первые нелимитированные часы Spring Drive, Ref. SMK005J, которые были выпущены в корпусе из 18-каратного белого золота. В 2004 году Seiko преодолела еще одно важное техническое препятствие, представив калибр 9R65, первый механизм Spring Drive с автоматическим заводом. Гордость Seiko за свое достижение говорит о том, что этот механизм дебютировал в часах Grand Seiko (арт. SBGA001, ниже), и поэтому, согласно протоколу того времени, был доступен только для покупателей в Японии. Помимо системы автоматического подзавода, Caliber 9R65 также мог похвастаться большим запасом хода (72 часа), чем его предшественники, и точностью хода +/1 секунда в сутки. Калибр 9R65, который обеспечивает индикацию времени, центральной секунды, даты и запаса хода на циферблате, остается самым распространенным механизмом с пружинным приводом в моделях Grand Seiko. Год спустя компания Seiko добавила функцию GMT, создав новый калибр 9R66.
В том же 2005 году остальной часовой мир наконец-то получил возможность познакомиться с Spring Drive, выпустив на международный рынок три референса в основной линейке Seiko: Ref. SNR001, SNR003 или SNR005, в зависимости от цвета циферблата. Все они оснащены калибром 5R65, версией калибра 9R65 с чуть менее изысканным уровнем отделки. (Как правило, все калибры Spring Drive, используемые в часах Seiko, а не Grand Seiko, относятся к семейству 5R, что обусловлено более низкой ценой первых. Калибры Spring Drive семейства 9R, на которых мы остановимся в этом разделе, являются эксклюзивными для Grand Seiko.) В 2007 году часовая команда Seiko добавила к базовому калибру Spring Drive еще одно усложнение: новый калибр 9R86 объединил в себе трехстрелочный указатель времени, дату, GMT, запас хода и функцию хронографа с колонным колесом, и был примечателен тем, что сохранял трехдневный запас хода даже при постоянно работающем секундомере. После того как в 2010 году Grand Seiko вышла на международный рынок, а в 2017 году стала самостоятельным брендом, специалисты материнской компании Seiko продолжают выпускать новые и еще более оптимизированные версии своего калибра Spring Drive, о которых мы расскажем ниже. Но сначала о главном:
Как работает Spring Drive?
По сути, в духе Йошикадзу Акахане, Спринг Драйв разработан для того, чтобы сочетать высокий крутящий момент традиционного механического часового механизма с высокой точностью кварцевого – иными словами, часы с заводной пружиной, которые могут достигать точности часов с батарейным питанием, тип хронометра, который, возможно, только Seiko, с ее двойным набором навыков в области механики и электроники, могла бы даже попытаться разработать. Это достигается главным образом за счет использования трио устройств, которые Seiko разрабатывала в течение многих лет. Первое – это главная пружина Spron 510, изготовленная из запатентованного высокоэластичного материала, разработанного для более плавной и продолжительной передачи энергии регулятору. Второй элемент – так называемый Magic Lever, изобретенный Seiko в 1959 году, который крепится непосредственно к валу ротора для более эффективного подзавода. Оба этих элемента присутствуют в механических механизмах Seiko и Grand Seiko; в механизме Spring Drive к ним добавляется третья инновационная разработка компании – регулятор Tri-Synchro, который заменяет спуск и регулирует три вида энергии, вырабатываемой механизмом: механическую энергию заводной пружины, электрическую энергию кварцевого генератора и результирующую электромагнитную энергию, которая вращает колесо скольжения, заменяющее традиционное балансовое колесо в механизме Spring Drive и равномерно вращающееся на электромагнитной катушке.
Быстрое вращение скользящего колеса (8 раз в секунду, или 28 800 раз в час) создает небольшой электрический ток, который передается на кварцевый генератор, а затем на микросхему, которая сравнивает опорный сигнал от генератора со скоростью вращения скользящего колеса и регулирует ее с помощью магнитного тормоза. Эта электромагнитная скорость передается на зубчатую передачу, которая приводит стрелки часов в плавное, скользящее движение, имитирующее движение часов с механическим приводом. Энергия течет в одном направлении – от заводной пружины к ротору, от колес к стрелкам – таким образом, практически полностью устраняется трение, которое может мешать работе стандартного механического калибра, и достигается точность хода около +/-15 секунд в месяц. В более поздних версиях Grand Seiko еще больше повысит эту поразительную точность хода до +/-10 секунд в месяц, поскольку в последующие годы она доработала и оптимизировала технологию Spring Drive. (Нажмите на видео ниже, чтобы узнать, как Тедди глубоко погрузился в технологию Spring Drive). Как отмечает Grand Seiko, главное преимущество этого типа механизма заключается в том, что он не требует батарейки или шагового двигателя, как кварцевый механизм, и поэтому будет надежно работать даже по прошествии многих лет.
Здесь мы рассмотрим калибры Spring Drive, представленные в современной коллекции Grand Seiko (в более или менее буквенно-цифровом, а не хронологическом порядке выпуска), их основные характеристики и то, в каких часах они используются.
Калибр 9RA2
Калибр Spring Drive 5 Days Caliber 9RA2, представленный в 2021 году, вобрал в себя все атрибуты калибра 9RA5, выпущенного в 2020 году, в год 60-летия Grand Seiko, и дополнен новой установкой стрелок и индикатором запаса хода на задней стороне. Он на 0,8 мм тоньше своего предшественника благодаря новой установке стрелок и смещению рычага Offset Magic Lever от центра. Зубчатая передача и ее цельный центральный мост также были переработаны, чтобы обеспечить высокую степень жесткости и ударопрочности, несмотря на свою тонкость. Два разных по размеру барабана обеспечивают улучшенный запас хода в 120 часов, а кварцевый генератор с вакуумным уплотнением и сопутствующий температурный датчик помогают поддерживать точность хода в пределах +/- 10 секунд в месяц. В соответствии с современным стилем бренда Grand Seiko калибр 9RA5 также может похвастаться высокое часовое искусство Отделка, напоминающая о природном ландшафте и климате Японии, например, матовый эффект на пластинах и мостах, навеянный заснеженными лесами Синсю. Линии моста и края отверстий имеют алмазную огранку, отражающую свет под разными углами, а стрелка индикатора запаса хода вороненая, что соответствует винтам, закаленным термическим способом, которые украшают заднюю крышку механизма яркими цветовыми брызгами.
Калибр 9RA2 можно найти в лимитированных сериях SLGA007 и SLGA008 140th Anniversary, выпущенных в 2021 году. Первая модель в 40-миллиметровом корпусе из нержавеющей стали с фирменной полировкой Zaratsu от Grand Seiko украшена голубым циферблатом с волнистым узором, напоминающим рябь японского озера Сува; вторая (вверху) в корпусе из розового золота тех же размеров имеет коричневый циферблат с древесной текстурой, имитирующей радиальные возрастные кольца древних деревьев.
Калибр 9RA5
Преемник предыдущего калибра 9R6 увеличивает запас хода механизма до пяти дней, что на 60 % больше, чем у предшественника. Он также обеспечивает еще более высокую точность хода – +/- 10 секунд по сравнению с +/- 15 секундами, установленными в предыдущих калибрах Spring Drive, – и более быструю смену даты. Уменьшение толщины с 5,8 мм до 5 мм частично связано с перемещением магического рычага от центра. Шток и заводная головка расположены сзади, чтобы снизить центр тяжести, а зубчатая передача – ближе к центру, удерживаемая цельным центральным мостом, который обеспечивает повышенную жесткость и ударопрочность механизма. 120-часовой запас хода хранится в двух заводных барабанах разного размера, что улучшает крутящий момент и оптимизирует использование пространства. Калибр 9RA5 – первый механизм с пружинным приводом, оснащенный датчиком, отслеживающим внутреннюю температуру и компенсирующим любые связанные с ней изменения частоты колебаний кристалла. Благодаря вакуумной герметизации осциллятор и датчик защищены от вредного воздействия влажности, статического электричества и световых помех – факторов, которые могут повлиять на точность хода. При отделке инженеры Seiko черпали вдохновение в окрестностях мастерской, где изготавливается калибр: драгоценные камни расположены так, чтобы отражать звездное ночное небо ранней зимой над близлежащими горами, а текстура поверхности напоминает зимний иней этих гор.
Новый механизм дебютировал в роскошных дайверских часах Grand Seiko SLGA002, размещенных в 46,9-миллиметровом корпусе из “высокоинтенсивного” титана с водонепроницаемостью до 600 метров. С тех пор он стал основным в других моделях дайверов Grand Seiko, включая Ref. SLGA015 (вверху) из спортивной коллекции Evolution 9, черный узорчатый циферблат которой вдохновлен так называемым Черным потоком, одним из мощных океанских течений, проходящих вокруг Японского архипелага.
Калибр 9R02
В 2019 году компания Grand Seiko представила новый механизм Caliber 9R02 с ручным заводом и пружинным приводом. , приуроченный к 20-летию создания первых часов Spring Drive. Его отличительной особенностью являются две главные пружины, расположенные параллельно внутри одного барабана, которые связаны с недавно разработанной системой возврата крутящего момента. На практике эта система позволяет механизму иметь запас хода 84 часа и обеспечивать точность хода +/- 1 секунда в сутки. Как это достигается? По сути, часовщики Grand Seiko обнаружили, что когда заводная пружина стандартного механического механизма полностью заведена, а крутящий момент максимален, небольшая, но значительная часть энергии – около 30 процентов – расходуется впустую, поскольку не нужна для поддержания точности хода часов. Система возврата крутящего момента перенаправляет эту энергию на подзавод главной пружины, в результате чего увеличивается запас хода. В калибре 9R02 эта система активируется на 48 часов после полного завода главной пружины.
Самыми примечательными часами с калибром 9R02 являются Ref. SBGZ001 “Snowflake” (вверху), выпущенная в том же году, что и дебют механизма, – редкая модель в платиновом корпусе с любимой поклонниками текстурой “снежинки” не только на циферблате, но и на поверхности корпуса.
Калибр 9R31
Еще один представитель семейства Spring Drive с ручным заводом, калибр 9R31, которым оснащены специальные издания, такие как SBGY007 “Omiwatari” из коллекции Elegance, имеет 72-часовой запас хода в двойном барабане основной пружины. Эстетической отличительной чертой этого механизма является аналоговый индикатор запаса хода, расположенный на его задней стороне и соединенный с массивом закаленных синих винтов. Точность хода соответствует базовому стандарту Spring Drive +/- 1 секунда в день и +/- 15 секунд в месяц. Механизм оснащен одним барабаном с двойной пружиной, как и его собрат с ручным заводом, калибр 9R02, но без системы возврата крутящего момента.
Как и многие другие витиеватые циферблаты в современной коллекции Grand Seiko, циферблат Omiwatari (вверху) с его прохладной голубой поверхностью, напоминающей расколотый лед, имеет явно японскую историю: древняя легенда описывает Omiwatari как замерзшую тропу, по которой ходили синтоистские боги.
Калибр 9R65
Калибр 9R65, появившийся в 2004 году, – это семя, из которого проросло множество новых калибров Spring Drive, и он остается вездесущим во многих моделях Grand Seiko. Первоначальный 48-часовой запас хода был увеличен до 72 часов, а точность хода составляет +/-15 секунд в месяц. О его присутствии в часах Grand Seiko можно судить по оформлению циферблата: элегантно обрамленное окошко даты в положении “3 часа” и аналоговый индикатор запаса хода в положении “8 часов”.
Недавно калибр 9R65 оживил такие модели, как “Весеннее” издание из коллекции Four Seasons 2019 года от Grand Seiko (Ref. SBGA413, выше), с корпусом, отполированным по технологии Zaratsu, и розовым циферблатом с тонкой текстурой, напоминающей о цветущих цветах. Сакура, или цветы, а также сопутствующее издание “Winter”, циферблат которого выполнен в той же текстуре, но в светло-титановом сером цвете, чтобы представить снежное небо и пейзажи.
Калибр 9R66/9R16
Один из самых первых отпрысков флагманского калибра 9R65, калибр 9R66 обладает всеми атрибутами своего родителя, включая трехдневный запас хода, а также добавляет четвертую, независимую стрелку для индикации времени второго часового пояса, которую можно настроить на местное время без остановки механизма. Этот калибр можно найти в часах Grand Seiko с функцией GMT, включая модели SBGE271 “Kanro” и SBGE269 “Toji” из коллекции 2021 Elegance GMT, которая посвящена четырем основным временам года в Японии и их характерным природным явлениям – вы угадали.
Модель из серии Evolution 9, представленная выше (арт. SBGE285), – одна из последних заметных новинок с калибром 9R66. Ее 41-миллиметровый корпус из высокоинтенсивного титана имеет красивую волосяную отделку, а сдержанный серый тон циферблата “снежинка” отражает “зимний утренний туман” над японской префектурой Нагано. Близкий родственник калибра 9R66, калибр 9R16, используемый в коллекции Grand Seiko Spring Drive Sports в керамическом корпусе, включает в себя функцию GMT, но отличается повышенной точностью +/-10 секунд в месяц и золотой эмблемой льва Grand Seiko на роторе.
Калибр 9R86/9R96
Калибр 9R86, содержащий наибольшее количество усложнений в калибре Spring Drive, дебютировал в 2007 году и остается самым высококлассным вариантом для любителей хронографов в коллекции; до сих пор Grand Seiko не выпускала полностью механический калибр хронографа собственной разработки. Конечно, это не просто хронограф: Калибр 9R86 – это своего рода сборник величайших хитов предшествующих ему механизмов Spring Drive: 24-часовая стрелка GMT от калибра 9R66, аналоговый индикатор запаса хода от калибра 9R65 и его потомков, а также +/-15 секунд месячного хода и трехдневный запас хода. Бонусом к функции секундомера является точность в доли секунды, обеспечиваемая скользящими стрелками.
Как вы уже догадались, калибр 9R96 – это усовершенствованная версия с повышенной точностью +/-0,5 секунды в сутки и золотым медальоном со львом Grand Seiko. Калибр 9R86 используется в большинстве хронографов GMT в коллекции Grand Seiko Sport Collection, а более эксклюзивный 9R96 можно найти в специальных изданиях, таких как модель SBGC229 Limited Edition (вверху), выпущенная в 2019 году и созданная в партнерстве Grand Seiko с другим историческим японским брендом, люксовым автопроизводителем Nissan; по корпоративной серендипичности, в этом году исполнилось 20 лет Spring Drive и 50 лет гоночному автомобилю GT-R от Nissan. Часы выпущены ограниченным тиражом в 200 экземпляров и выполнены в цветовой гамме, вдохновленной ливреей автомобиля: 46,4-миллиметровый титановый корпус High-Intensity, серебристо-белый циферблат и ремешок, а также керамический безель с тахиметром в цвете “Bayside Blue” от Nissan.
[ad_2]