[ad_1]
Виктор Лэнс Весково – особенный человек многими способами. Посетив Греческий остров Миконос на 75-летие часов Omega Seamaster, Swisswatches встретил этого титана – стройного, словно кнутом, с белой бородой и длинными белыми волосами, собранными назад резинкой для волос. Он выглядит как смесь Моисея, спускающегося с горы, и техасского хиппи. Его внешность может показаться необычной для архетипического исследователя, но именно таков он. И к тому же, неординарный. Тот факт, что он случайно стал посольством Omega и внес значительный вклад в установление нескольких мировых часовых рекордов для швейцарского производителя, не делает его менее впечатляющим.
Кто такой Виктор Весково?
Прежде всего, он – один из 73 человек, достигших так называемого Гранд-слэма исследователей. Хотя я никогда раньше не слышал о подобном Гранд-слэме, он впечатляет не меньше, чем победа на теннисном Гранд-слэме или, скажем, на Мировом Туре. Весково покорил самую высокую вершину каждого континента Земли, включая Эверест. В то же время он побывал и на Северном, и на Южном полюсах, пройдя на лыжах более 100 километров к каждому из них. Но бывший военный офицер, проведший 20 лет в ВМС, прежде чем уйти в отставку в звании Командора, и инвестор наиболее известен как исследователь глубоких вод. В 2019 году Весково достиг Котловины Челленджера в Тихом океане на подводной лодке Лимитинг Фактор, установив новый мировой рекорд глубины в 10 935 метров. В области исследования глубоководных обителей он единственный человек, побывавший в 17 глубоководных желобах. Он также обнаружил множество неизвестных видов. В 2022 году он полетел в космос на ракете ‘Нью Шепард’, предоставленной Blue Origin.
Виктор, вы – необычный бренд-посол. Как произошло сотрудничество с Omega?
Вернувшись в 2016 году, я был замешан в проекте по достижению дна всех пяти океанов, чего раньше никто не предпринимал, и работал с командой над проектированием и созданием подходящей подводной лодки. Эта подводная лодка была уникальной тем, что имела способность многократно и надежно погружаться в самые глубокие точки мировых океанов. Но в то же время я искал дайверские часы, точные хронометры, с помощью которых я мог бы брать точ
ные временные измерения при подъеме и спуске на глубину. Это было требование безопасности, и аналоговый измеритель времени должен был быть на борту, а не только электронный, который перестал бы работать при отказе электроники. У меня не было дайверских часов. Поэтому, находясь в своем родном городе Даллас, Техас, я пошел в местный бутик Omega и купил титановые часы Omega Seamaster, из того же материала, из которого была изготовлена моя подводная лодка. Я рассказал им, что собираюсь делать, и уверен, что они не совсем мне поверили. Тем не менее они продали мне хронометр на глубину 600 метров. И по сей день это часы, которые я беру с собой в каждое из своих погружений. Как вы знаете по морякам, в какой-то момент вы начинаете становиться суеверными. Один раз я даже остановил процесс запуска, потому что забыл свои часы, и вернулся в каюту за ними, а затем возобновил погружение.
Однако главное управление Omega ничего не знало о ваших планах?
Нет, и тем не менее люди до сих пор считают, что Omega финансировала мои экспедиции. Как посол бренда, я использую средства для покрытия расходов на морские исследования везде, где мы проводим их. Это небольшая часть общей стоимости, но я хочу поблагодарить Omega за поддержку, так как финансирование было оценено, и они потратили немало денег, даря Seamasters каждому члену моей команды, что было приятным жестом. Единственным спонсором, которого я принял до сих пор, была и остается Omega, просто потому, что мне нравятся их часы и их подход к инновациям и технологиям, и люди очень профессиональны и приятны в общении. Мне действительно нравится работать с командой Omega.
Как вы попали в команду Omega и установили несколько новых мировых рекордов часов для глубоководных исследований?
Я отправился и начал первое из пяти погружений, в Глубокой желобе Пуэрто-Рико в 2018 году, и именно тогда, возможно, они осознали, что я серьезен. Затем мне поступило несколько звонков от Omega с вопросом: “О, вы действительно собираетесь это делать?” Я ответил: “Да”. Я прилетел в Швейцарию и встретился с Райнальдом Ашлиманном, Генеральным директором Omega, и его бриллиантовым Вице-президентом по продукции Грегори Кисслингом, а также с несколькими другими, и они были очень взволнованы, чтобы показать мне, насколько они инновационны. Они объяснили, что хотели бы создать часы, которые могли бы выдержать дав
ление на дне океана. Я сказал, что если они создадут их, то я возьму их с собой.
Остальное – это история часов. Это стало Seamaster Planet Ocean Ultra Deep Professional, что стало вехой для Omega. Как они установили мировые рекорды?
Они создали три концептуальных часа, которые могли выдержать опасности за пределами пилотируемой капсулы, в коррозионной морской воде при низких температурах и, в конечном итоге, выдерживать давление более 1000 атмосфер (или 16 000 psi). Используя титан, который использовался для строительства подводной лодки, они произвели эти часы с невероятной скоростью, разработанные для выдержки глубины в 10 935 метров. Мы закрепили два из них на роботизированной руке подводной лодки, один спереди и один сзади, и один был прикреплен к устройству, которое мы называем ландером, научным инструментом с камерами. Так что я совершил первое погружение в желоб. Часы выдержали без проблем, и через двенадцать часов я вернулся на поверхность.
Были ли какие-либо проблемы с часами?
Да, это стало интересной историей. Я вернулся наверх после своего второго погружения, первого повторного погружения на дно океана, но ландер не вернулся; он застрял на дне океана. Мы были очень разочарованы и смирились с его участью, пока не поняли, что у нас есть средство, которое, возможно, может его спасти. В течение нескольких следующих дней мы разработали план отправить подводную лодку обратно, чтобы найти устройство, батарея которого, вероятно, уже была разряжена или, по крайней мере, очень слаба, что означало, что мы не могли связаться с ним. После интенсивных поисков мы нашли его и прикрепленные часы. Мы использовали продленное роботизированное устройство, чтобы вытолкнуть ландер из грязи, после чего он начал подниматься, и через четыре часа ландер вернулся на поверхность. Мы поставили его на палубу корабля, и, о чудо, часы Omega работали идеально после двух дней в ледяных температурах и давлении 16 000 фунтов на квадратный дюйм. Это просто абсолютно удивительно. Того же вечера я написал письмо в Швейцарию, объявив о нашем успехе и спросив, стоит ли мне взять все часы с собой в следующее погружение? Omega тогда сказала: “Нет, у нас все в порядке.”
Но одни из часов – ваша личная вещь и имеют очень особую историю.
Да, Omega сказала мне: “У вас все еще есть ваш часы, и вы можете взять его с собой в любое время”. Так что в течение следующих нескольких лет я взял свои Ultra Deep Professional 11 раз из 15 погружений в глубины Challenger. Это абсолютно удивительное инженерное произведение. Он не только удерживает мировой рекорд по продолжительности погружения на самую глубокую точку в океанах, но и является единственным, кто сделал это более одного раза: 11 раз.
Где находятся три концептуальных часов сегодня?
Итак, из двух часов, которые есть у Omega, один находится в их музее, и, насколько я знаю, другой хранится где-то в сейфе. Мой часы по-прежнему работают и находятся в сейфе в моем родном городе Даллас, Техас. Я думаю, что это символизирует преданность Omega инновациям и созданию таких часов, которые работают надежно не только один раз, но снова и снова в экстремальных условиях – в глубоких океанах, в космосе, где угодно, на самом деле.
Чем ваши экспедиции схожи с механическими часами, так это тем, что вы также повторно используете ваши подводные лодки.
Конечно. Подводное судно Limiting Factor, которое мы использовали, совершило, возможно, тридцать и более погружений во время всей экспедиции Five Deeps. После этого мы совершали еще больше погружений. Лично я побывал на дне 17 глубоких океанских желобов. Их, на мой взгляд, всего, возможно, 26 или 27 во всем мире, в зависимости от способа подсчета. Последние десять все еще беспокоят меня. Возможно, в следующие несколько лет мне предстоит разработать новую машину и план экспедиции для исследования этих мест, потому что, как я верю, они все не исследованы и не посещены людьми.
Не удивительно, что в середине 21-го века некоторые части Земли даже не точно изучены?
В настоящее время около 25 процентов океанов до сих пор остаются полностью не исследованными, и океаны составляют 70 процентов поверхности нашей планеты! Если посчитать, то более половины нашей планеты до сих пор полностью не исследовано, и это просто невероятно. И одной из причин этого является то, что у нас просто нет средств, которые могли бы легко добраться до дна океана и исследовать его. Я финансировал всю экспедицию самостоятельно, когда разрабатывал субмарину; у меня не было спонсоров из бизнес-мира. У меня был только один – Omega. Не потому, что мне действительно было это нужно, а потому что я очень уважаю их ценности, преданность реальной технологической инновации, и, конечно же, мне нравятся их часы.
Создание карт потребует много времени. Какие вызовы вы принимаете в настоящее время?
В настоящее время я продал свою систему для погружений американскому миллиардеру Гейбу Ньюэллу, который обещал использовать ее для проведения научных исследований в течение пяти или более лет, что замечательно, потому что система эксплуатируется крайне дорого. Теперь я снова отправляюсь в лабораторию, так сказать, чтобы разработать еще более способную подводную лодку для этих экстремальных океанских глубин, которая будет еще более надежной и, возможно, даже дешевле. Таким образом, мы сможем проводить еще больше научных исследований и еще лучше составлять карты. Мы находимся в процессе планирования некоторых других экспедиций, о которых, к сожалению, я не могу говорить.
Почему? Вам не нужна реклама?
Это просто: мне нравится делать вещи и говорить о них только после их завершения, а не наоборот. Я поступаю так, потому что предварительная реклама того, что вы собираетесь сделать, значительно увеличивает давление на успех. И так как то, что я делаю, не является одним из самых безопасных видов деятельности в мире, вы просто не хотите дополнительного давления, которое могло бы заставить вас рисковать, чтобы достичь цели. Я всегда действовал в соответствии с философией: если условия не являются хорошими или оборудование не работает, вы просто не хотите дополнительного давления снаружи. Это вопрос управления рисками. Когда люди делают большое объявление о том, что они собираются сделать что-то особенно рискованное, как это влияет на психику индивида и команды? Существует огромное давление сделать это и, возможно, рисковать безопасностью. Горные альпинисты постоянно страдают от этого. Когда вы находитесь в горах, погода очень плохая и вам нехорошо, вы все равно накапливаете огромное давление, чтобы сделать это, даже если это не совсем безопасно. Так что я скорее придерживаюсь менталитета, что я хочу завершить миссию, но мне нет дела, сколько времени это займет. Я всегда отказываюсь от миссий и просто пытаюсь еще раз в другой день. Мне не нравится, когда ожидания со стороны посторонних влияют на мои решения, и я думаю, что это одна из причин, почему я еще здесь.
Говоря о давлении на успех: каковы ваши впечатления после аварии с подводной лодкой Titan возле места крушения “Титаника”?
Француз Поль-Анри Наржоле, погибший во время аварии, был техническим советником моей подводной лодки, и во время экспедиции он был моим офицером по безопасности. Мы оба служили в Военно-морских флотах наших стран. Я говорю по-французски, и он француз. А потом, конечно, я потерял своего друга Хэммиша Хардинга. Он и я спустились на дно Челленджер Дип, и находились там дольше, чем любой человек раньше: четыре часа и 15 минут. Мы также были в космосе вместе. Это было очень трагично потерять их обоих.
Примите наши искренние соболезнования. Что вы извлекли из этого опыта?
Это ситуация, которая может возникнуть, если не соблюдаются должные меры предосторожности и протоколы безопасности. Это может быть трудным балансом между стремлением к инновациям и попыткой делать вещи лучше и дешевле. Но иногда старые конвенции более надежны и безопасны. В случае с “Титаном” дизайн подводной лодки был цилиндрическим, а не сферическим, и в капсуле использовали три разных материала: углеродное волокно, эпоксидную смолу и титан. Любой механический инженер скажет вам, что материалы могут изменяться с течением времени под воздействием разных нагрузок. Цилиндр – не самая прочная форма для сопротивления давлению. Сфера – да. Возьмем, к примеру, материал титан: каждый раз, когда я погружался в своей сферической титановой капсуле, он становился еще крепче, потому что металл фактически перековывался. Но в случае с цилиндром, давление пытается найти слабое место. И с разными материалами рано или поздно образуется трещина, и давление, стремящееся проникнуть, абсолютно неуступчиво. Оно беспрестанно пытается найти одну слабую точку на вашей подводной лодке и использовать ее. И вот что произошло.
Предпринимались попытки найти подводную лодку, и люди думали, что слышат звуки.
Если случилось худшее, и вы оказались запертыми на дне моря, процедура спасения, возможно, предусматривала бы постукивание по корпусу подводной лодки каждые 30 минут, идеально в коде Морзе, чтобы сигнализировать людям на поверхности, что вы все еще живы. Если это случайный звук, люди могут подумать, что это шум поверхностного судна или что-то еще в океане, такое как биологическая активность. Но если что-то происходит каждые 30 минут, точно, то это почти наверняка человеческое. Вот одно из больших преимуществ наличия очень надежных и точных механических часов. Поэтому у меня всегда есть мой Seamaster, когда я погружаюсь.
Критики любят обвинять людей, подобных вам, в том, что их движет чистый азарт.
Я не уверен, что это был астронавт, который поднял этот вопрос, но у него был блестящий ответ: “Исследование – это проявление любопытства в действии”. Все исследователи, с которыми мне довелось встретиться, крайне любознательные люди, не просто любители азарта, и они намного более любознательны, чем мы обеспокоены нашей собственной безопасностью. Мы просто хотим знать, что находится за следующим холмом. Это навязчивость. Мне было бы не по себе, если бы я не отправлялся в путешествия. Может быть, это генетический фактор. Самое опасное, что случилось со мной, это когда мои родители подарили мне велосипед, когда мне было шесть лет. К счастью, моя мать была медсестрой, потому что я исследовал все слишком интенсивно несколько раз и мне приходилось залатывать раны.
С вашими погружениями вы также документируете состояние океанов в их самых отдаленных уголках. Насколько плохо загрязнение глубоких морей?
К сожалению, значительное загрязнение океана – это документированный факт. В течение первых 15 минут моего первого погружения на дно Челленджер Дип, я обнаружил присутствие человеческого загрязнения. Я исследовал дно, когда увидел очень резкий прямой угол. В природе такого не бывает. Я направил подводную лодку к этому месту, и там был маленький кусочек чего-то, что я не мог полностью идентифицировать – но это было сделано человеком. Скорее всего, это был пластик, но я не уверен, потому что не мог захватить его манипуляторным механизмом. Но на нем определенно была выцветшая надпись. Это выглядело как большая буква S. Я сфотографировал это, и позднее его проанализировали. Но увидеть это было как удар в живот. Тем не менее, я хотел бы отметить, что в то время как люди часто обеспокоены видимым загрязнением у поверхности океана, настоящей проблемой являются микропластик. Как только пластик контактирует с морем, его разлагают соленая вода и ультрафиолетовый свет. И как только микрочастицы пластика попадают в океан, они остаются там, потому что нет способа их отфильтровать, и в конечном итоге они попадают в пищевую цепь. Мы нашли микропластик в каждой из глубоких трещин в море, которые мы исследовали. Только в половине из них мы нашли видимое заг
рязнение. Микропластика – это настоящая проблема.
Есть ли и хорошие новости?
Да! В ходе наших исследований нам удалось встретить и снять на видео самого глубокого осьминога, самую глубокую рыбу, самого глубокого кальмара и самого глубокого амфипода. И во всех этих случаях диапазон глубины, в которой мы их нашли, оказался глубже, чем считали ранее ученые. Это замечательно, потому что это означает, что область, в которой они могут существовать, намного больше, чем мы думали, и, следовательно, там может быть намного больше жизни. Следовательно, в океанах гораздо больше жизни, чем мы думали пять лет назад, и это может быть более важным углеродным поглощением биомассы. Мы до сих пор не знаем точно, как работают океаны, потому что обычно мы исследуем только первые 1 000 или 2 000 метров глубины, потому что это все, до чего нам удалось легко добраться. Как глубокое море взаимодействует с окружающей средой, это то, что мы по-прежнему пытаемся понять. Но понимание того, как глубокие районы мира взаимодействуют с менее глубокими частями и, затем, с атмосферой, может иметь глубокие последствия для моделей климата и анализа углеродного поглощения. Поэтому исследование глубокого моря – это что-то, что для меня очень важно. Это то, что мы должны продолжать делать.
Сколько глубоководных подводных лодок потребуется для полноценного исследования океанов?
В настоящее время в мире существует всего две подводные лодки, способные спускаться до самой глубокой точки океана: «Лимитинг Фактор» и китайская подводная лодка «Фэндоучжэ». Вот и всё. Сколько подводных лодок способно погружаться ниже 6 000 метров? Я думаю, что в эксплуатации находится всего пять. И все. Поэтому, если сравнивать относительные бюджеты космического исследования и исследования океанов, они значительно отличаются. Мы готовы потратить миллиард долларов на космическую миссию мгновенно. Но миллиард долларов на океанологические исследования был бы чем-то невероятным. Ведь всем известно, что разработка моей системы в целом, строительство подводной лодки, материнского судна и путешествие вокруг света для достижения самых глубоких точек всех пяти океанов обошлось примерно в 50 миллионов долларов. Это меньше стоимости частного самолета Gulfstream. И тем не менее вы можете видеть, что мы достигли.
Что, по вашему мнению, является причиной этого огромного дисбаланса?
Мы обсуждали это много во время экспедиции. На борту у нас был врач судна, который изучал это и сказал, что у людей есть врожденный страх перед морем. Мне кажется, что я где-то читал, что у детей два врожденных страха: падение и утопление. Люди смотрят на океан и не видят его глубоко. И после того как вы пережили настоящий шторм в открытом море, вы навсегда запоминаете это. Глубокий океан кажется опасным и выглядит опасным. Поэтому, я думаю, что существует определенный первобытный страх перед путешествиями в глубокие воды. Ниже 6 000 метров, что называется Гадальской зоной, произошло от слова “Аид”, что означает ад. Таким образом, мы назвали самую глубокую область океана именно в честь ада. Если это не выражает, как инстинктивно мы чувствуем отношение к океану, то я не знаю.
Вы упомянули о новых видах, найденных в глубоком море…
Мы находили новые виды практически каждый раз, когда мы погружались, потому что никто раньше не побывал в этих местах. Если вы внимательно посмотрите на глубокие морские желоба, то увидите, что они изолированы. В результате разные эволюционные ветви развивались миллионы лет. Например, я могу показать вам существ из Марианской впадины на своем телефоне. Один необычный момент – у них совершенно отсутствует пигментация. Фактически, они полностью прозрачные, потому что в этом месте нет света, и им не нужна пигментация, поэтому можно видеть их внутренности. Марианская впадина была полна жизни. Я видел морские огурцы и амфипод, даже червей, выползающих из дна. Такое давление, так
ие низкие температуры, и всё же жизнь находит путь. Я уверен, что они посмотрели на мою подводную лодку и подумали, что я пришелец.
Люди хотят погрузиться в подводную лодку с вами, или хотя бы один раз испытать это.
Мне повезло, что со мной погрузились много людей, но если они быстро начинают страдать клаустрофобией, это не лучшая идея. Самая продолжительная подводная миссия, которую мы выполнили в Ямбадский желоб, длилась четыре с половиной часа, чтобы добраться на дно, 4 часа и пятнадцать минут на дне, и подъем занял еще более 3 часов. Мы находились в подводной лодке более 13 часов. И начало быть прохладно.
Каково это на дне океана?
Первые слова, которые сразу приходят на ум, – это спокойствие, ощущение древности, но и страшно. Я сейчас был на дне 17 глубоководных желобов, и за исключением Марианской впадины, я почти уверен, что я был первым человеком, достигшим их самых глубоких точек. Когда ты погружаешься, ощущение похоже на погружение в космос. Кажется, что с каждым погружением мы находили новые виды и новую информацию о глубоком океане, просто потому, что там никто раньше не был.
Вы уже побывали в космосе, на самой высокой горе в мире и на Северном и Южном полюсах. В чем разница, когда речь идет о глубоком море?
Отличный вопрос. Большинство людей всегда хотят знать, что лучше – глубокий океан, космос, например. Но, на мой взгляд, это на самом деле треугольник экстремумов, объясняю: глубокий океан темен, с фарами видно максимум 30-40 метров. Но, парадоксально, оно кажется очень, очень старым местом. Когда вы видите перед собой медленное столкновение тектонических плит прямо в вашем присутствии в геологическое время, это невероятное чувство. Когда вы восходите на Эверест, это может казаться борьбой с богами. Ветры и погода такие грозные, что вы не слышите ничего, и вам холодно, а также бывает недостаток кислорода. Выше 8 000 метров вы находитесь в так называемой «зоне смерти», потому что даже если вы останавливаетесь и отдыхаете, вы на самом деле медленно умираете. Вы не можете выжить или укрепиться, отдыхая. Так что восхождение в горы невероятно истощительно как умственно, так и физически, и даже духовно. Космос, с другой стороны, мне казался как поход на рок-концерт. Это были одни из самых интенсивных 15 минут в моей жизни. Вы взлетаете вертикально со скоростью Мах 3 на, по сути, десятиэтажной бомбе, и через три или четыре минуты вы разделяетесь и бросаетесь еще выше в невесомости. Вы видите планету Земля под собой, солнце невероятно яркое на фоне черного неба, и затем, прежде чем вы понимаете, вам снова нужно пристегнуться и стремительно направляться к Земле под воздействием более 5 g. А потом,
когда вы спускаетесь вниз, вы все время задаете себе вопрос: где парашюты? Ладно, где парашюты… и вы чувствуете облегчение, когда они раскрываются и рывком тормозят капсулу для более медленного спуска. Это был невероятный опыт, но очень отличается от всех остальных. И, поверьте мне, я чувствую себя невероятно благодарным, что мне выпала возможность пережить все три из этих переживаний. Мне сказали, что я первый человек, который пережил все три из них.
Насколько вы вдохновлены прошлыми исследователями?
Очень сильно. Норвежец Роальд Амундсен, вероятно, мой величайший герой исследований. У людей, таких как он, вы учитесь, что нужно избегать, чтобы быть в безопасности. Поскольку экспедиции могут быть вопросом жизни и смерти, чрезвычайно важно не приходить к выводу об этом в момент. Роальд Амундсен, например, был чрезвычайно хорош в изучении и анализе вещей заранее. Он был методичным и тестировал оборудование и теории о том, как выполнить свою миссию, прежде чем использовал их. Когда он отправился на Южный полюс, там на самом деле было мало драмы, потому что он уже так хорошо запланировал и подготовил всё заранее. Даже когда что-то пошло не так, у его команды были резервные варианты. Так нужно планировать экспедиции. Они должны быть как можно более скучными, даже если это означает, что о них могут не написать увлекательные книги. Если в экспедициях нужны герои, вы, возможно, планировали и подготовились недостаточно. Один спортивный журналист однажды спросил меня, не предпочел бы ли я умереть на экспедиции, потому что тогда я умру делая то, что так люблю. Я ответил: “Нет, потому что тогда я провалился”. Я предпочел бы умереть дома в постели. Я считаю, что хорошие исследования означают сведение риска до абсолютного минимума, при этом выполняя даже самые сложные миссии.
Сегодня люди едут в Антарктиду на круизных кораблях. Что, по вашему мнению, люди подумают о ваших экспедициях через 100 лет? А будут ли вообще какие-либо экспедиции?
Я бы порекомендовал посмотреть на авиацию. 100 лет назад у нас были братья Райт и первые примитивные самолеты. Сегодня у нас есть сверхзвуковые самолеты. Всегда есть новые технологические горизонты, даже в небе и за его пределами. Что касается океанов, я искренне надеюсь, что к тому времени достижение Ямбадского желоба будет очень простым и довольно обыденным. Я не знаю, как это будет возможно, но я надеюсь, что то, что мы делаем, технологически сдвинет планку достаточно, чтобы подготовить путь для более легкого, менее затратного и более доступного доступа к самым глубоким водам.
Разве у нас завтра не будет такой же проблемы в глубоком море, как сегодня с круизными кораблями? Еще больше загрязнения?
Я надеюсь, что чем больше люди узнают и оценят океаны и глубокий океан, тем больше они будут стремиться его защищать. Люди защищают то, что они любят, и они любят то, что им хорошо известно. В настоящее время мы очень плохо относимся к океанам, почти как к свалке с безразличием к большинству жизни, которая существует в океане. Надеюсь, со временем мы сможем более ценить океан и заботиться о нем гораздо лучше. Это влияет на то, насколько хорошо мы можем выживать на суше.
Говоря о существовании. Если у вас была бы возможность отправиться на Марс, вы бы это сделали, как настаивает Илон Маск?
Я бы не колеблясь согласился. Даже если это может показаться противоречащим тому, о чем я только что сказал о управлении риском. Для первых людей, которые отправятся туда, это, возможно, будет односторонней поездкой, из-за всех неизвестных и насколько далеко вы будете от помощи. Но даже в этом случае я бы все равно хотел совершить это путешествие. Есть риски, которые стоит принимать. А отправиться на Марс? О да.
Источник – www.omegawatches.com
[ad_2]