[ad_1]
24 февраля 2022 года в Женеве аукцион Christie’s продал кусочек истории современного часового дела за ошеломляющую сумму в 546 500 швейцарских франков ($590 000). Международным событием на рынке часовых аукционов стало то, что предметом торгов были не часы, а эскиз часов. Не просто часы, конечно, а оригинальная иллюстрация Жеральда Гента для Audemars Piguet Royal Oak. Позже было подтверждено, что покупателем является сама Audemars Piguet, швейцарская часовая компания, которая наняла Генту, в то время востребованного внештатного дизайнера часов, для создания новой флагманской модели для бренда, которая открыла новую эру в часовом деле и часовом маркетинге, когда она была представлена в 1972 году – более чем лет назад.
За полвека своего существования на рынке модель Audemars Piguet Royal Oak стала одной из непререкаемых икон мира роскошных часов, безошибочной в своей эстетике и далеко идущей в своей привлекательности и влиятельности. Для Audemars Piguet, которая может оглянуться на долгую и гордую историю часовых вех с момента своего основания в 1875 году, еще до того, как Гента принес в компанию тот самый эпохальный эскиз, Royal Oak стал часами, вокруг которых вращается вся ее коллекция.
ИСТОКИ ДУБА
Стоит отметить, что Audemars Piguet Royal Oak, одни из самых популярных, дорогих и желанных часов в наши дни, далеко не всегда были уверены в том, что их когда-нибудь начнут выпускать серийно, а тем более в том, что они будут пользоваться успехом на рынке. В 1972 году швейцарская часовая индустрия – особенно маститые, традиционные мануфактуры, такие как Audemars Piguet, которые все еще были привержены производству механических часов, – начала ощущать на себе жар от дешевых, массово производимых кварцевых часов азиатских конкурентов. Первые часы с кварцевыми механизмами появились всего за несколько лет до этого, в 1969 году, а полномасштабный кварцевый кризис, который продлится в 1970-80-х годах и поставит под угрозу само существование швейцарской часовой промышленности, только начинал разгораться. Даже сама идея наручных часов как предмета роскоши становилась все более устаревшей.
При всем этом решение Audemars Piguet выпустить стальные спортивные часы с механическим механизмом по цене верхнего эшелона рынка, оглядываясь назад, кажется контринтуитивным и в то же время бесспорно смелым. Гента (на фото, 1931-2011), швейцарский дизайнер часов и ювелирных изделий, к которому обратился президент AP Жорж Голей, уже имел впечатляющий послужной список в области роскошных часов: он участвовал в разработке дизайна часов Polerouter для Universal Genève, Constellation для Omega и Golden Ellipse для Patek Philippe. (Более известный вклад Дженты в портфолио Patek – модель Nautilus – появился через четыре года после Royal Oak, в 1976 году). Голей, возглавлявший AP с 1966 по 1987 год, хотел создать часы, которые оживили бы марку, чьи продажи находились в состоянии стагнации, а имидж все еще был связан с более аристократическими часами, которые все больше выходили из моды. Накануне Базельской часовой выставки 1969 года Голей позвонил Генте в 4 часа дня и поручил ему разработать новые спортивные часы по настоятельной просьбе итальянского дистрибьютора. За одну лихорадочную ночь, как он утверждал, Гента придумал концептуальный эскиз спортивной модели часов Golay, просмотрев фотографии исторических шлемов для дайверов и вдохновившись их грубыми, угловатыми формами и видимыми винтами.
Идея “сделать видимым то, что до сих пор было скрыто” легла в основу дизайна часов: беспрецедентный безель восьмиугольной формы с открытыми шестигранными винтами на каждом из углов, циферблат, украшенный фактурным гильошированным узором “grand tapisserie”, и 39-миллиметровый корпус, плавно переходящий в тщательно продуманный сужающийся браслет с чередующейся отделкой внешних и внутренних звеньев. По замыслу Дженты, часы должны были воплощать морскую эстетику, отсюда элементы водолазного шлема, а также название: Royal Oak – отсылка к историческим британским военным кораблям, названным в честь дуба, который укрывал короля Англии Карла II во время Английской гражданской войны. Согласно указанию Голея, часы должны были быть изготовлены из стали, а не из золота или платины, которые использовались почти исключительно для изготовления изысканных часов. Однако из-за высокого уровня ручной отделки и оснастки, необходимых для воплощения в жизнь сложного замысла Дженты, цена на Royal Oak из стали была сопоставима с ценами на другие роскошные часы из золота. Опять же, контринтуитивно, но смело.
Эскиз, представленный на Базельской выставке 1969 года, стал серийной моделью только в 1972 году. Оригинальная модель Royal Oak (Ref. 5402), которую сейчас ласково прозвали “Джамбо” из-за большого для того времени диаметра корпуса 39 мм, была оснащена самым тонким в мире механическим часовым механизмом с индикатором даты Caliber 2121 высотой всего 3,05 мм с рядом технических элементов, призванных обеспечить прочность спортивных часов, таких как баланс Gyromax и противоударная система. Тонкий механизм позволил создать необычайно тонкий корпус – всего 7 мм. Как, несомненно, ожидали и Голей, и Гента, часы произвели фурор, хотя в то время он не был однозначно положительным. При цене в 3 650 швейцарских франков (около 3 000 долларов) они были дороже всех стальных часов, которые когда-либо видел рынок, дороже золотых парадных часов Patek Philippe и Rolex Submariner. (По иронии судьбы, прототипы этих часов были изготовлены из белого золота, которое в то время было легче обрабатывать в процессе производства, чем сталь). Audemars Piguet использовал это различие в своих маркетинговых кампаниях, стремясь привлечь внимание состоятельной и перспективной аудитории, но это сообщение не сразу нашло отклик: прошло три года, прежде чем было продано 1 000 экземпляров из первоначального тиража Ref. 5402 были проданы.
Несмотря на то, что Audemars Piguet далеко не сразу добилась успеха, она, по сути, изобрела то, что мы сегодня называем “роскошными спортивными часами”. Самые новаторские элементы дизайна, такие как видимые винты, восьмиугольные безели, текстурированные циферблаты и интегрированные браслеты, в последующие десятилетия будут повторять легионы часов, некоторые из которых, но далеко не все, были разработаны Гентой. Что касается самой модели “Джамбо”, то она породила большое и значительное семейство часов, которые сегодня находятся на вершине часового мастерства и рыночного господства. Разумеется, создание такой коллекции и привлечение к ней все более широкой аудитории коллекционеров и энтузиастов потребовало от Audemars Piguet отхода от того, что сделало оригинальную модель столь исторической, – использования исключительно стали для изготовления корпуса и браслета. Сегодня вы можете (по крайней мере, теоретически; возможно, вы слышали, что некоторые из них довольно трудно достать) купить Royal Oak из белого золота, розового золота, платины, титана и керамики, некоторые даже с безелями, украшенными драгоценными камнями. На начальном уровне можно найти даже несколько часов с кварцевыми механизмами.
РАЗВЕТВЛЕНИЕ ОСЛОЖНЕНИЙ
В 1985 году компания Audemars Piguet объединила свое историческое мастерство в создании часовых усложнений с самым авангардным дизайном часов, создав первые Royal Oak Perpetual Calendar. Как и в случае с “Джамбо”, AP бросила вызов обычным ожиданиям от таких высококлассных часов, выполнив их корпус не из драгоценного металла, а из нержавеющей стали. В то время как часовая индустрия все еще переживала кварцевый кризис, а дорогие и очень сложные часы от швейцарских лидеров мануфактуры , как и AP, становятся все более дефицитными, Royal Oak Perpetual Calendar отличался тем, что был одним из немногих серийно выпускаемых вечных календарей на рынке.
Компания Audemars Piguet выпустила свои первые наручные часы с вечным календарем Ref. 5516 в 1948 году, и этот дизайн оказал сильное влияние на версию Royal Oak. Как и предшествующие им вечные календари из других коллекций AP в период с 1978 по 1984 год, часы оснащены калибром 2120/2800, на тот момент самым тонким в мире механизмом с автоподзаводом и вечным календарем. Как и в случае с , мануфактура самый ранний quantièmes perpetuelles, механизм отслеживал високосные годы, но не отображал их на циферблате, что позволило создать более чистый вид. Также следует отметить отсутствие на циферблате привычного узора grand tapisserie в пользу матовой поверхности, на которой расположены различные календарные индикаторы. (Однако в более поздних моделях этот узор был добавлен, и, как в модели, изображенной на фото выше, он стал работать).
Версия Royal Oak с вечным календарем стала иконой, хотя и не такой “повседневной”, как традиционные трехстрелочные часы “Jumbo”. За последние годы Audemars Piguet выпустила потрясающую скелетонизированную версию, а также модели в корпусах из желтого золота и, буквально в прошлом году, титана. Разумеется, вечный календарь – не единственное усложнение или высокотехнологичный изыск, который можно найти в обширной коллекции Royal Oak, включающей автоматические турбийоны, скелетоны, минутные репетиры и хронографы. Последний, что интересно, был одним из последних усложнений, появившихся в основной линии Royal Oak в 1997 году. Создавая первые Royal Oak с хронографом, компания Audemars Piguet имела в виду нечто большее – расширение линии, идеально подходящее для того, чтобы привлечь внимание нового поколения часовых мастеров 1990-х годов.
ВЫХОД В МОРЕ
К 1993 году возрождение механических часов класса люкс после долгих лет господства кварца начало подавать определенные надежды. Как и в 1972 году, Audemars Piguet оказался в числе самых смелых лидеров, представив более крупную и лаконичную версию Royal Oak, отвечающую вкусам и тенденциям нового поколения, – Royal Oak Offshore. Если модель Jumbo отличалась тонкостью и классическим трехстрелочным циферблатом, то Offshore проецирует агрессивно-спортивный дух: 42-миллиметровый корпус, еще более яркий циферблат с текстурой таписсери и, впервые в часах Royal Oak, механизм хронографа. Дизайн, выполненный не Гентой, а собственным дизайнером AP Эммануэлем Гейтом, отражает растущую на часовом рынке тенденцию к созданию более крупных и объемных моделей.
Сам Гента официально заявил, что презирает Offshore, сравнив его с Porsche, который насильно превратили в Hummer, но рынок в конечном итоге решил, что не согласен с ним, включая целый ряд знаменитостей, среди которых кинозвезда (и, возможно, не случайно, поклонник Hummer) Арнольд Шварценеггер, легенда автогонок Михаэль Шумахер и чемпион по баскетболу Леброн Джеймс. Все они сотрудничали с часовой компанией в создании своих собственных персонализированных версий Royal Oak Offshore. Шварценеггер даже работал непосредственно с командой дизайнеров Audemars Piguet над созданием часов, известных сейчас как Royal Oak Offshore “End of Days”, – массивных, полностью черных часов, которые он носил в одноименном фильме-блокбастере 1999 года. В соответствии с историей Royal Oak, которая заключается в том, чтобы создавать новые тренды, эта модель сыграла важную роль в начале эры массивных, полностью черных часов, которые останутся актуальными в первом десятилетии нового тысячелетия. Как и в случае с родительской моделью, в Royal Oak Offshore с тех пор появилось множество усложнений, материалов и цветовых решений, а в 2010 году даже возникло собственное подсемейство – прочные часы Offshore Diver, прошедшие сертификацию ISO.
ЗВУКОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ
Основной язык дизайна Royal Oak был по-новому интерпретирован не только в коллекции Offshore, но и, возможно, гораздо более радикально – в серии Royal Oak Concept, созданной в 2002 году. Как следует из их названий, часы Royal Oak Concept – это, по сути, прототипы, которые служат полигонами для испытания авангардных материалов и технологий, а также новых подходов к традиционным высоким усложнениям; большинство из них в конечном итоге становятся коммерческими продуктами в рамках коллекций Royal Oak или Royal Oak Offshore. Среди наиболее примечательных – модель 2015 года Royal Oak Concept Supersonnerie (вверху), минутный репетир, чей механизм перезвона достигает звука в 10 раз громче, чем у традиционных часов, благодаря использованию принципов струнных инструментов, таких как акустические гитары. Вместо того чтобы крепить гонги к платине механизма, которая может заглушить их звук, гонги Supersonnerie крепятся к “звуковой доске” из медного сплава, расположенной между механизмом и платиной. Концептуальные часы, ставшие результатом восьмилетних акустических исследований в научно-исследовательских мастерских Audemars Piguet в швейцарской Валле-де-Жу, появились в продаже всего год спустя в довольно массивном угловатом корпусе, который чаще всего использовался для концептуальных моделей Royal Oak, а в 2021 году перешли в более компактный и классический корпус Royal Oak (42 мм в диаметре, 14 мм толщиной). Поскольку можно утверждать, что Royal Oak в 1972 году сам по себе был чем-то вроде смелого эксперимента, вполне уместно, что сейчас в коллекции воплощаются самые смелые технические идеи, на которые способна команда Audemars Piguet.
МОГУЧИЙ ДУБ В 50 ЛЕТ
К своему 50-летию в 2022 году, в преддверии целого ряда новинок, среди которых хронографы, ажурные и самозаводящиеся парящие турбийоны, а также различные модели Offshore, Audemars Piguet вновь обратился к модели Royal Oak “Jumbo”, отдавая дань уважения ее легендарному предку и одновременно перенося ее в более современную техническую эпоху, оснастив ее новым механизмом собственного производства Caliber 7121. Последнее обстоятельство особенно важно, поскольку впервые за 40 лет модель оснащена механизмом, отличным от Caliber 2121, который, по правде говоря, никогда не был полноценным. производство , так как в качестве основы был использован калибр Jaeger-LeCoultre Caliber 920, также применяемый Patek Philippe и Vacheron Constantin в их собственных моделях класса “спорт-люкс”.
Внешне часы, получившие техническое название Royal Oak “Jumbo” Extra-Thin Ref. 16202, будут хорошо знакомы поклонникам оригинала 1972 года, поскольку Audemars Piguet воскресила оттенок синего, использованный для циферблата винтажной модели, под названием “Bleu Nuit, Nuage 50”, который темнее, чем тон, используемый в более поздних моделях. Аппликация “AP” была незаметно перемещена со своего прежнего места в положении “12 часов” на новое место в положении “6 часов”. Стальной корпус “Jumbo” по-прежнему имеет диаметр 39 мм и толщину всего 8 мм. Однако внутри новый механизм с автоматическим подзаводом отличается повышенной ударопрочностью благодаря полному мосту баланса, увеличенной частотой 28 800 об/мин и более длительным запасом хода – 55 часов. В качестве бонуса в моделях, оснащенных новым калибром (среди которых есть экземпляры из розового, желтого и платинового золота, каждый из которых имеет свой цветной циферблат fumé, а не традиционный синий), используется его версия со специальным ротором, посвященным 50-летнему юбилею, который будет выпущен только в 2022 году.
Влияние этих оригинальных часов Royal Oak трудно переоценить и невозможно игнорировать, если взглянуть на широкий спектр роскошных спортивных часов, которые доминируют на рынке сегодня, и на некоторые общие элементы, которые они имеют. Упомянутые выше Patek Philippe Nautilus, еще одно культовое детище Гента, используют несколько характерных черт Royal Oak, а также создают несколько собственных влиятельных и часто упоминаемых особенностей. Коллекция Overseas от Vacheron Constantin – в свое время считавшаяся еще одной разработкой Гента, но на самом деле таковой не являвшаяся – в последние годы прочно заняла лидирующие позиции среди моделей этой люксовой марки. Помимо этих двух знакомых примеров, интегрированный браслет с геометрическим ободком, пионером которого стал Royal Oak, в последние годы в большей или меньшей степени взорвался на моделях самых разных брендов в столь же широком ценовом диапазоне: Girard-Perregaux Laureato, Chopard Alpine Eagle, Bell & Ross BR 05, A. Lange & Sohne Odysseus, Tissot PRX, Hublot Big Bang Integral, Baume & Mercier Riviera, Frederique Constant Highlife – вот лишь немногие из современных часов, которые хотя бы немного стилистически обязаны Royal Oak. Остается только спросить, сколько еще часов мы сможем назвать такими, когда Royal Oak исполнится 75 лет в 2047 году или даже когда он перешагнет столетний рубеж в 2072 году?
[ad_2]